27.10.2019      276      Комментарии к записи Традиции, быт и ремесла коми отключены
 

Традиции, быт и ремесла коми


Традиции, быт и ремесла коми

Большую часть территории традиционного проживания коми занимают леса. Этот географический факт оказал существенное влияние на промыслы, поспособствовав как развитию деревянного зодчества и технологий обработки этого материала, так и совершенствованию разнообразных ремесел: немногие купцы доезжали до северных земель, а значит, обеспечивать собственный быт приходилось самостоятельно.

Народ коми включает в себя различные субэтносы: ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев, зырян и др. Все они принадлежат к одной культуре, а их быт и традиции отличаются друг от друга лишь некоторыми мелочами. Основные занятия коми – охота, рыболовство, оленеводство.

Ткачество и национальный костюм коми

Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Гончарное ремесло, которым коми владели испокон веков, считалось женской нишей. Интересная деталь: коми не пользовались гончарным кругом, как было принято у других народов, им был ближе более старый ленточно-жгутовый метод. После лепки посуду обжигали в русской печи.

Кстати, в наше время способ этот активно возрождают энтузиасты: в окрестностях Сыктывкара проходят мастер-классы и курсы по старинному гончарному искусству. И по-прежнему большая часть желающих учиться – представительницы прекрасного пола.

Готовая одежда и ткани стали доступны коми только во второй половине XIX века, до этого приходилось “выкручиваться” самим, поэтому были распространены ткачество и прядение. И по сей день коми сохранили собственные определения для описания техники производства и самобытные способы прядения и ткачества. Практически все женщины коми владели узорным ткачеством: изготавливали удивительно красивые скатерти, рубахи и полотенца, которые в будущем становились частью приданного невест.

Будничный наряд типичного крестьянина коми состоял из рубахи и штанов, надетых поверх нательного белья. Всё это шилось из самых простых и дешёвых тканей. Для торжественных случаев надевали рубаху из шёлка или сатина, штаны и кафтан из сукна. Обязательным элементом наряда были кожаные сапоги. Женская одежда была куда более радующей глаз и разнообразной: формой головных уборов и расцветкой платья различались костюмы юных девушек, замужних дам, вдов и старух.

Обработка дерева: от изб и посуды, то музыкальных инструментов

Учитывая климат и условия проживания коми, исторически их основным способом заработка стал деревообрабатывающий промысел. Также дерево активно использовалось в быту: из него делалась почти вся утварь, начиная с посуды и заканчивая декоративными мелочами. Все дома в деревнях и сёлах были деревянными. Использовались практически любые породы дерева и все части ствола. Деревянную посуду или вырезали из цельных бревен, или “собирали на клепку”.

Коми – прекрасные музыканты. Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника). Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.

Обрядовая культура коми: свадьба

Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание. Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью. Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды. В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома. В ночь накануне свадьбы невеста ходила в баню и напоследок устраивали последний семейный ужин с игрищами.

При сватовстве не принято было прямо говорить о своей цели: заходили издалека, а изъяснялись через метафоры.

Чем красноречивее и иносказательнее сваты, тем лучше: традиционным “у вас товар, у нас купец” не ограничивались, могли, например, провести параллель между хорошей девушкой и молочной коровой. И обидным подобные сравнения не считались.

В случае, если сватовство проходило удачно, в день сговора семьи “били по рукам”, после чего нарушить данную клятву уже было нельзя. Невеста непременно должна была оплакать своё девичество, даже если выходила замуж по любви, ведь иначе могла излишним весельем накликать на себя беду, потом обходила или объезжала всех своих родственников. В день перед венчанием проходила основная составляющая свадебного цикла. Называли обряд по-разному: “обручение”, “вечер с блинами” и т.д.

Свадьбу отмечали с размахом: в среднем празднования продолжались три дня, хоть основная часть церемонии и приходилась на первый день. Основные элементы непосредственно свадьбы – приезд жениха в дом невесты, передача девушки жениху, совместная трапеза новоиспеченной пары и гостей, венчание, пир в доме жениха, реже – невесты, укладывание молодых спать, а затем обряды после первой брачной ночи, обряды второго и третьего дня свадьбы. По прошествии необходимых ритуалов молодожены вместе с близкой родней ходили к родителям жены “на блины”.

Плохая новость для поклонников минимализма, мечтающим при этом о традиционной свадьбе. “Сэкономить” на угощении не получалось даже у самых скупых: без застолья пара не считалась молодожёнами “официально”.

Рекомендуем почитать ►
Как отпроситься у родителей на ночь (у мамы к подруге с ночевкой)

Семейные традиции коми: родИны

С древности рождение было связано для коми с иным миром, откуда все приходят и куда все однажды возвращаются. К обрядам, связанным с появлением ребенка, отношение было очень серьёзным: очень важно было “присоединить” дитя к остальному миру, не дать ему потеряться.

Во время беременности все советы и указания будущая мать получала от “знающих”: немолодых, опытных женщин и повивальных бабок. Они объясняли ей, что стоит, а что не стоит делать, чтобы не навредить будущему ребёнку: не рекомендовалось поднимать тяжелое, работать на лошади, долго находиться у печи, по возможности нужно было избегать простуды. Вроде бы элементарные вещи, понятные любой современной роженице. Однако, в крестьянских реалиях осуществить эти советы на практике было практически невозможно, так что женщины, на свой страх и риск, продолжали до самых родов работать в том же режиме, что и всегда. Зачастую крестьянкам приходилось рожать в поле и в лесу, прямо во время исполнения своих повседневных обязанностей.

Ближе к родам к женщине звали повитуху. “Правильными” местами для рождения считались хлев и баня. Причем предполагалось, что для того, чтобы роды прошли хорошо, беременная должна самостоятельно затопить баню, натаскав туда дров и воды. Повитуха выполняла роль акушерки, перевязывала новорожденному пуповину и обмывала его. Затем окуривала мать и дитя можжевеловым дымом и парила в бане. Она же “правила” ребенка, слегка придавливая ему головку со всех сторон и тем самым придавая ей “правильную” форму.

Думаете, что гипер- и гиппотонус и назначаемые в этих случаях гимнастика и массаж для новорожденных – изобретение последнего столетия? Повитухи коми уже несколько веков назад следили за тем, чтобы младенец был достаточно гибким, и его руки и ноги дотягивались до спины, а в случае, если это не получалось, ежедневно всю следующую неделю делали ему массаж и растяжку.

До того, как у новорожденного отпадала пуповина, бывшая символом его связи с другим миром, мать и ребенка считали “нечистыми”, поэтому они жили в бане. Младенца старались не оставлять в одиночестве, боясь, что его может подменить нечистая сила.

А заодно возникала и та самая связь с матерью, которую современные педиатры и психологи советуют взращивать, не оставляя первые дни малыша без мамы.

Источник: nazaccent.ru

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки. Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край, Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы, вепсы и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.

Республика Коми

Среди этнографических групп коми выделяют вымичей, печорцев, сысольцев, верхневычегодцев, ижемцев, удорцев, прилузцев. Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.

Рекомендуем почитать ►
Поделка по ПДД своими руками

Источник: goturist.ru

«ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ КОМИ НАРОДА»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Презентация «ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ КОМИ НАРОДА», цель которого знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами быта Коми народа.

Вложение Размер
domashnyaya_utvar.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ КОМИ НАРОДА» Составила: Гошко Н.А.

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами быта Коми народа. Задачи: – Познакомить детей с предметами быта Коми народа и их принадлежности в быту; – Обогащать словарный запас детей; – Воспитывать интерес, уважение к истории Коми края.

Утварь домашняя — это совокупность предметов домашнего обихода, включающая кухонную и столовую посуду, приспособления для хранения и переноса вещей и продуктов питания и т. д. Посуду делали из бересты, глины, капа и ивовых веток. Кап – это больной нарост на берёзе. Его выдалбливали и делали разную посуду. Хранилась такая посуда очень долго.

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве ?

Кадка, кадушка . Загадка: Стоит толстуха – Деревянное брюхо , Железный поясок . Ёмкость для заготовки солений, мочений, для хранения муки и круп . Если на крышке кадушки было отверстие, то она использовалась для переноски воды и кваса.

Кадки делали ремесленники , и делались из деревянных дощечек – клёпок, стянутых обручами . В каждом хозяйстве имелось большое количество кадок и кадушек.

Рукомойник ( ки миськалан ) Глиняная ёмкость круглой или овальной формы , с широким отверстием для наливания воды, на одной стороне имелся носик . Коми-народ придавали большое значение чистоте . Считалось, что с людьми, забывшими утром помыться, может случиться беда.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Ложка – пань Загадка: Сама не ем, а людей кормлю.

Скалка – валяйтчан . Цилиндрическая деревянная палка. Использовалась для раскатывания теста. Размеры скалки колебались от 30 до 90 см.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело – это предметы, связанные с очагом и печью .

Короб Ёмкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скраба , одежды, книг, украшений. Изготавливались из плоских, плотно прибитых друг другу плашек. Всегда был внутренний или наружный замок. В хозяйствах было множество коробов .

Ступа использовалась для измельчения круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.

Жернова Использовали жернова для перетирания зёрен, орехов и других растительных продуктов для потребления в пищу

Солонка – сов доз Что за чудо птица, В которой соль хранится?

Солонка – сов доз А такого вида солонки считались дорожными, т.к. их брали с собой, уходя на промысел или полевые работы. Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали.

Сеяльница – сеяльнича кухонная утварь, которую использовали для просеивания и очистки крупы от мелкой шелухи. Это долблёное корыто овальной формы с пологими стенками, двумя рукоятками на концах. Длина бывала разной : от 30см до 80 см.

Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. Туес – туис – Что можно хранить в туеске?

НОД по лепке в подготовительной к школе группе ” Лепка декоративной посуды« Программное содержание: Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами . Закреплять навыки аккуратной лепки.

Традиционная утварь и сейчас в ходу

Источники: https :// infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zhilische-komi-naroda-424781.html http:// nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/08/21/komi-obryady http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/28/komi-narodnye-zagadki http://www.maam.ru/detskijsad/- moi-krai-rodnoi-nod-puteshestvie-v-mir-starinyh-veschei-komi-permjackogo-naroda.html http://human_ecology.academic.ru/1823/%D0%A3%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_% D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы.

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на.

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника “Шумбрат, Мордовия! “, посвященного 1000-летию единения мордовс.

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваВ нашем садике была объявлена выставка поделок к 1000-летию мордовского народа. Я с детьми изготовила мо.

Источник: nsportal.ru

Традиционные предметы быта коми народа рисунки

Расписные голбец и залавок XIX – XX вв. пополнили собрание Национального музея Коми. Предметы были найдены в заброшенном доме деревни Онежье Княжпогостского района и являются памятниками народной культуры. Историю находки журналистам рассказали сегодня на пресс-конференции.

Голбец – это дверь возле печи в нижнюю часть дома. В традиционной культуре коми-зырян его рассматривали как вход в особое пространство, связанное с духами и подземным миром. Найти такой предмет весьма сложно, зачастую он просто гниет в оставленных хозяевами домах.

Так и произошло с находками музея – голбцом и залавком для посуды. Они находились в заброшенном доме семьи Поповых в Онежье. Как рассказала директор музея Ирина Котылева, владельцы хотели отдать деревянное здание на дрова, не представляя, какую ценность оно хранит. Вовремя вмешались этнографы – они передали информацию в музей, а уже его сотрудники убедили хозяев отдать дверь и залавок.

Практически сразу после спасения предметов их отдали на восстановление художнику-реставратору Татьяне Земцовой. Как отмечает эксперт, состояние и голбца, и залавка весьма хорошее. Предварительная дата создания – 1846 год, но материал оказался достаточно стойким, чтобы вынести неблагоприятные условия содержания. Тем не менее островки загрязнений нужно убирать аккуратно и осторожно – делают это ватными палочками, из-под грязи удалось открыть даже элементы рисунка.

Цветочная роспись тоже важная для музейщиков часть. Расписные вещи редко попадаются современным исследователям, хотя они очень ценны с точки зрения понимания национальной культуры коми-зырян. Добавляет значимость то, что рисунки выполнены мастером из Коми.

– У нас из Княжпогостского района предметов больших бытовых расписных в коллекции не было. Вдруг поступают такие предметы – для нас это неизведанный пласт исследований. Теперь мы можем изучить, были ли там самобытная роспись, свои мастера. В этом плане найденные предметы – уникальные памятники, – отметила Ирина Котылева.

Реставрация объектов завершится к концу августа, дальше их хотят поместить в выставочное пространство музея.

Источник: www.bnkomi.ru

Народ Коми: культура, традиции и обычаи

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя зырян, ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев и коми-пермяков.

Эти народности имеют общий быт, традиции и культуру, отличаясь друг от друга малозаметными нюансами, поэтому имеет смысл рассматривать группу как целостную общность.

Культура и быт народа коми

Коми проживают в бескрайних лесах русского Севера, поэтому их основным занятием исторически стало деревообрабатывающее ремесло. Деревянными были дома и хозяйственные постройки, посуда и декорирующие элементы.

Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, вследствие чего практически каждый житель коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи (другое название – замшеделие).

Женщины коми занимались гончарным ремеслом. Любопытно, что для этого они не использовали гончарный круг (а так делали все), предпочитая старинный ленточно-жгутовый способ. Обжиг посуды происходил, конечно, в русской печи. Женщинам нужно было владеть и узорным ткачеством: изготовленные собственноручно скатерти, рубахи и полотенца входили в состав приданого будущей невесты.

Несмотря на различное происхождение наших народов, пища коми была традиционно русской: каши, супы, мясные похлёбки. Большое распространение получили рыба и мясо диких животных. В огородах растили лук, репу, редьку и брюкву, а с 19 века – картофель.

Развитым было и животноводство. Считается, что коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах.

Немного традиций и обычий:

  • Молодожёнам стелили на кровать шубу из шерсти овцы, а перед венчанием невесте на колени сажали ребёнка, считалось, что такие нехитрые манипуляции обеспечат новой семье обильное потомство;
  • После родов в течение 7 дней молодая мама и младенец жили в хлеву или бане (в зависимости от того, где рожала женщина), поскольку считались «нечистыми»;
  • Ребёнку, который достиг возраста в 1 год, впервые показывали зеркало, стригли волосы;

(Свадьба по народным традициям)

В настоящее время многие традиции и обряды утеряны, однако народы коми живут скомпоновано и тесно взаимодействуют меж собой. Именно это помогает исчезающим этносам сохранить самобытность и передать потомкам богатую культуру своего народа.

Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Традиционное ткачество

До 30-х годов ХХ в. распространенным видом женского рукоделия у коми было ткачество.

На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные бранные полотенца. Материалом для тканья были лен и конопля.

Не один десяток операций совершали проворные женские руки, прежде чем из льняного снопа получились мотки шелковистых нитей. Ткать начинали в марте, стараясь завершить работу к пасхе. Мастерицы края владели несколькими видами техники тканья: закладной, бранной, многоремизной, что позволяло ткать белые, цветные и орнаментальные холсты.

Широкое распространение имела пестрядь – холст в клетку разных размеров и цветовых сочетаний. Пестрядь использовалась главным образом для изготовления повседневной одежды: мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Тонкие и изящные по фактуре, в нарядную крупную клетку, пестряди шли на изготовление полотенец.

Каждую деревенскую избу украшали половики – домотканые пестрые дорожки. Ткались они из разноцветного лоскута по льняной или хлопчатобумажной основе. У каждой мастерицы была своя излюбленная цветовая гамма, в рамках которой мастерица выстраивала декоративные композиции, подбирая сочетания и оттенки.

Источники:

Сарафан да кафтан : традиционный костюм коми народа : дайджест / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», Центральная городская библиотека ; сост. : Н. Н. Прикуль, М. А. Першина. – Сыктывкар, 2008.

Фото с книг:

Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел “Коми ремесленная палата”; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. – 71 с.

Зыряне – народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. – Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). – 199 с.

Источник: cultmap.nbrkomi.ru


Об авторе: Светлана Игоревна