29.04.2011      99      Комментарии к записи Тема сочинения: Лирический герой Лермонтова отключены
 

Тема сочинения: Лирический герой Лермонтова


Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками творчество Лермонтова внутренне едино и цельно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…». Белинский очень точно определил смысл этой «думы»: «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности» – вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Своего лирического героя Лермонтов” повторил и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.

Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через все стихотворения великого русского романтика. И как положено истинному романтику, исходным и определяющим оказывается мотив, резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе в изображении дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности («Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен»). Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света – опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в «Думе» («Печально я гляжу на наше поколенье…»), где все общепринятые ценности поэт признает ложными.

Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность («Парус»), желание активно бороться за нее («Я жить хочу! хочу печали…»). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в «стране рабов, стране господ» – второй важнейший лермонтовский мотив («Утес», «На севере диком»). Герой обречен быть вечным странником («Нет, я не Байрон», «Кинжал», «Листок»), изгнанником («Тучи»), узником («Желанье» – 1832, «Узник», «Соседка»).

Рекомендуем почитать ►
Белинский о романе Пушкина "Евгений Онегин" Говоря

Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость («Пророк»).

Уходя в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов – господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из «Думы»: «И царствует в груди какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови», – жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. «Холод тайный» приводит героя к пессимизму и опустошенности: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». «Огонь в крови» заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.

Стремление отыскать иную жизнь может привести к идее единения с богом («Ангел», «Ветка Палестины»), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души («На севере диком», «Утес», «В полдневный жар в долине Дагестана…»). Однако он не верит в дружбу («…друзей клевета ядовитая…»), что же касается любви – «Любить… но кого же? на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно». Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь в его стихах общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» к «Вновь я посетил…»), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре «Выхожу один я на дорогу…».

Рекомендуем почитать ►
В. Вітмен. Збірка «Листя трави», її провідні теми й мотиви

Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. «Бородино» – очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ. То же в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»). Народ помогает герою обрести родину.

Родина – одна из вечных тем лирики. Снач


Об авторе: dimasey