01.12.2019      15      0

Тема 13


Тема 13. Основные этапы развития этической мысли в России

Истоки нравственности древних славян дохристианского периода. Роль природы, социальной структуры древнеславянских племен и характера их деятельности в формировании языческих представлений о добре и зле. Развитие нравственных представлений на Руси после принятия христианства. Роль переводной литературы в формировании этического учения в Древней Руси. «Источник знания» Иоанна Дамаскина и его учение о свободе воли и ответственности человека. Интерпретация и адаптация этических воззрений Античности и европейского Средневековья в сборнике нравственных наставлений «Пчела» и «Изборнике 1076 г.».

Отражение социальной иерархии в этической проблематике произведений, созданных в Древней Руси. Идеализированный образ князя в «Поучениях» Владимира Мономаха. Противопоставление «светского» содержания его нравственных правил религиозно-аскетическому пониманию «праведной» жизни.

Тема патриотизма и единства русской земли в произведениях Киевской Руси. Теологическое понимание историко-социальных тенденций как борьбы добра со злом в «Повести Временных Лет». Поэтическое воплощение историко-этической концепции «Повести Временных Лет» в «Слове о полку Игореве»; социально-патриотический смысл категорий «долг», «честь», «слава». Развитие социально-этической концепции в русской литературе Владимиро-Суздальской, а затем Московской земли («Повесть о нашествии Батыя», «Задонщина», «Слово о погибели русской земли» и др.).

Отражение религиозно-аскетического направления этической мысли в поучительной литературе русского Средневековья. «Моление» Даниила Заточника.

Развитие этических идей во второй половине ХV-ХVI в. Религиозно-нравственная проблематика в сочинениях Нила Сорского: учение о страстях и обоснование проблемы нравственного самосовершенствования с позиций религиозного индивидуализма. Гуманистическая тенденция в понимании нравственного мира человека в социологической концепции И.С.Пересветова. «Домострой» Сильвестра как отражение нравственных принципов и этических взглядов, сложившихся в русской средневековой (преимущественно городской) жизни.

Развитие гуманистических и рационалистических тенденций в этических идеях XVII в.:

– в исторических сочинениях, посвященных событиям «смутного времени» (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев и др.);

– в контексте раскола церкви и старообрядческого движения (Аввакум);

– в русской просветительской философии XVII в. (С.Полоцкий, С.Медведев, Ю.Крижанич).

Революционная линия этических исканий в русской философии.

Теория «естественного права» и ее революционная трактовка как основа этических построений А.Н.Радищева. А.Н.Радищев о роли воспитания, о значении труда и искусства в процессе нравственного формирования человека.

Обоснование В.Г.Белинским главенствующей роли общества в формировании нравственности. Детерминистическое и диалектическое решение вопроса о нравственной свободе. Осмысление личных и общественных (классовых) интересов как побудительных мотивов нравственности. Обоснование необходимости их сочетания на основе принципа разумного эгоизма. Развитие проблемы единства личного и общественного в этических теориях А.И.Герцена и Н.П.Огарева.

Антропологический принцип, основанный на признании единства законов природы и человеческой натуры как исходный момент этической теории Н.Г.Чернышевского. Соотношение этических категорий «польза», «добро», и «разумность». Отражение проблемы соотношения общественных и личных интересов в теории «разумного эгоизма». Роль просвещения в формировании общественного интереса. Осмысление нравственного идеала и воплощение его черт в «новом типе» людей. Единство нравственных и эстетических идеалов.

Особенности интерпретации моральных проблем в теории «анархического коммунизма» П.А.Кропоткина. Осмысление и развитие идей марксизма в этических построениях Г.В.Плеханова и В.И.Ленина.

Источник: diplomconsult.ru

Основные этапы становления этики

Термин “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае, чему способствовала крутая ломка общественной жизни. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

Сам термин “этика” ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования – «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать “первым этиком”. Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др. Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Рекомендуем почитать ►
Конспект занятия на тему: День знаний - в подготовительной группе, Конспекты занятии для детей

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа как И. Кант.

По Канту, этика — наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть . Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали.

Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

В начале ХХ века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности “морального языка” как специфического феномена. Английский философ Дж. Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

Также в начале ХХ века возникает новое направление – социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах. М. Вебер создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики. Заслуга Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

В начале ХХ века (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление в философии – экзистенциализм. Его особенностью было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к “вечным” проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть). Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце ХХ века начинается новый период – широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения. Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце ХХ века) – генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), сексуальная, компьютерная, этика цензуры и т. д.

Источник: vuzlit.ru

История развития этической мысли

Размышление подрастающего человека над проблемами этики в ее становлении и развитии обусловливает рост нравственного со­знания ребенка. Его погружение в историю развития этической мысли повышает его общую культуру, оттачивает и систематизиру­ет собственную мысль.

Процесс накопления опыта нравственной жизни людей проис­ходит уже в так называемый период предэтики, когда в устном народном творчестве, бытующих правилах, рождающихся традициях определяются отношения человека с природой и окружающими людьми, формируется иерархия ценностей.

В длительном и сложном процессе становления этики как науки точкой отсчета можно считать V век до нашей эры, когда она зарождается одновременно и независимо друг от друга в различ-

ных культурных регионах — Европе, Древнем Китае, Древней Индии.

Значима в истории этической мысли попытка известных китай­ских мыслителей Лао-цзы и Конфуция обосновать сущность эти­ческого в миропонимании и жизневосприятии человека, опреде­ляющее его духовное начало. Нравственная основа отношения к человеку, провозглашенная Конфуцием («Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»), становится «золотым» правилом этики.

Учением о добродетели и добродетельной личности наполнена античная этика. В ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. Выпукло это выступает в жизни Сократа, описанной в диалогах Платона. Он видит в моральности (доброде­тельности) ведущее, смыслообразующее начало человеческого бытия. Постижение морали, по Сократу, является гарантией добро­детельности личности. Три задачи, которые завещал Сократ своим последователям, выделяет А. Швейцер: подробнее определить со­держание полезного с точки зрения разума, сформулировать в самом общем виде понятие добра и логически обосновать этику как часть всеобъемлющего мировоззрения.

Рекомендуем почитать ►
Физкультурные праздники и досуги в детском саду

Ряд философов, развивая идеи Сократа, пытается выделить наиболее важные добродетели, построить их классификацию. Так, Платон в качестве добродетелей вычленяет: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. К этике он идет через учение об идеях. Идея добра из чистого мира идей.

Две группы добродетелей выделяет Аристотель: связанные с де­ятельностью разума (благоразумие, рассудительность. ) и с дея­тельностью воли (уравновешенность, щедрость, мужество, кро­тость. ).

Создавая «Этику к Никомаху» — поучения для сына Никомаха, Аристотель стремится создать практически пригодную, жизненно и нравственно ориентированную этику. Осмысливая добродетели, он сосредоточивает мысль на необходимости выбора «правильной се­редины», что и сегодня важно учитывать растущему человеку. Так, мужество, считает Аристотель, занимает место между отважностью и трусостью, умеренность — между невоздержанностью и бесстрас­тием, правдивость — между хвастовством и застенчивостью, щед­рость — между расточительностью и скупостью, великодушие — между надменностью и малодушием, кротость — между сварливос­тью и смирением.

В Средние века мораль понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Теоретики христианской морали считают, что мораль есть простое, невыразимое самотождество, которое достига­ется, когда человек отрешается от всего земного и от самого себя как единичного, особенного существа. В христианской этике дости­жение абсолютной ценности неразрывно связано с полным отказом

от дурных действий в отношении других людей. В Нагорной про­поведи Христа утверждаются в качестве важнейших добродетелей такие как смирение, покорность, терпение, кротость, милосердие и снисходительность к порокам других.

Религиозная этика в своем позитивном содержании в сущности является учением о моральных идеалах, насущно необходимых даже тогда, когда человек по своей слабости их нарушает. Она при­дает большое значение обязательствам человека перед самим собой.

В этике Нового времени существенно выступает стремление преодолеть некоторую односторонность и категоричность подхода к морали в Античный период и в Средние века. Мораль рассматри­вается одновременно и как имманентное свойство индивида, и как надиндивидуальное общественное явление. Для этики Нового вре­мени значимо обоснование самоценности человеческой личности, характерно стремление к моральному и интеллектуальному совер­шенствованию человека на основе разума как движущей силы раз­вития личности. Кто хочет воспитать себя и господствовать над собой, утверждал Локк, должен обратиться к разуму.

Ведущее место занимает проблема сущего и должного в их вза­имосвязи и трагическом противоречии. Категория морального долга — основная у И. Канта. Мораль, по Канту, уже сама по себе является абсолютным нравственным законом, выражающим безус­ловный долг человека. Этическое деяние должно возникнуть из чисто внутренней необходимости. Моральность определяется Кан­том как образ мыслей, поднимающий человека до единства с чело­вечеством. Мораль должна определять состояние общества и спра­ведливость конституции государства, тогда расцвет каждого индивида в отдельности явится условием расцвета всего общества. Моральный закон в этике И. Канта сравнивается по своей непреложности с косми­ческими законами и выражается как категорический императив (тре­бование). Его он сводит прежде всего к обязанности человека по отношению к другому человеку считать его всегда высшей целью, а не средством.

Соблюдению моральных обязанностей перед семьей, обществом и государством придает исключительное значение Гегель. Смысл этики Гегель видит в том, что она создает условия для возникновения обще­ства. При добровольном подчинении требованиям, которые общество признает целесообразными для создания более высокой духовности, человек, по мысли Гегеля, становится нравственным. » Этика конца XIX и начала XX в. обогащает представления чело­века о нравственном мире личности, углубляя размышления инди­вида о самом себе, о своем месте в жизни.

Целью этических учений является не столько моральность дей­ствий, сколько нравственное совершенствование человеческой природой, достигаемое в процессе становления личности, актуали­зации совести как ведущего регулятора поступков человека.

В этике Шопенгауэра особо выделяется проявление воли к жизни и неизбежность преодоления препятствий. Воля к жизни, считает философ, приходит в конфликт с другими волями к жизни, что вызывает в человеке смирение, сострадание, а также миро- и жизнеотрицание. Во всеобщем сострадании воля к жизни отреша­ется от себя самой и наступает ее очищение.

В этике Ницше главное — идея сверхчеловека, т. е. человека, способного на героическое самоопределение. Этика действительно яв­ляется действенной, по его утверждению, когда раскрывает смысл жизни и позволяет человеку реализовать свою волю и энергию.

С учением об идеальном обществе и путях его достижения как знании о «моральном мире» связывают этику социалисты-утопис­ты (Сен-Симон. Р. Оуэн и др.).

Марксизм определяет мораль с классовых позиций, утверждает революционный процесс морального обновления личности, его зави­симость от конкретных социальных условий, определяющих способ усвоения личностью нравственных и общественных отношений.

Этику как живое отношение к живой жизни рассматривают на­ряду с А. Швейцером философы русской этической мысли. Ими определяется воззрение на мир как на явление этического порядка (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. Грот), как духовное пере­живание «полноты бытия» (П. Флоренский), как путь творческого «преображения» своего личностного Я (Н. Бердяев). В этике фило­софов акцентируется «чувство жизни в мире» (В. Розанов), идея «положительного всеединства» и соборного сознания (Вл. Соло­вьев, С. Трубецкой), программа «гуманистического активизма» (Н. Федоров).

Таким образом, ранние этические учения объясняют, как посту­пать с позиций добродетели и подлинного блага. Более поздние обращают внимание на то, как формировать свою личность, исходя из нравственного закона, принципов морали, этического самосо­знания.

Формирующийся человек, постигая логику, содержание и про­тиворечия этических систем, как бы вступает в большой диалог разных этических культур и учится мыслить, сопоставлять, выби­рать ценное в каждой, определяя нравственный принцип собствен­ной жизни.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 39 ; Нарушение авторских прав

Рекомендуем почитать ►
Картотека Артикуляционной гимнастикидля старшей группы

Источник: lektsii.com

Лекция № 62. Этапы исторического развития этических представлений

Лекция № 62. Этапы исторического развития этических представлений

Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место этики в системе знания.

Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно только высшему (Божественному) разуму, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.

Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но трактует их обратным образом. Достижение человеком блага рассматривается как путь, прохождение которого основано на четком различии факторов, способствующих достижению цели, и факторов, препятствующих этому. Первые – источник наслаждения, вторые – страдания.

Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что раннехристианские моральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения. Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное.

Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра.

Этика позднего cредневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявлением Божественной благодати.

Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования.

Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства.

В основу этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности. Моральное чувство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы нравственно мертвым, ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство – врожденное качество. К этой же категории И. Кант относил и совесть.

Источник: info.wikireading.ru

Тема 13. Основные этапы развития этической мысли в России

Истоки нравственности древних славян дохристианского периода. Роль природы, социальной структуры древнеславянских племен и характера их деятельности в формировании языческих представлений о добре и зле. Развитие нравственных представлений на Руси после принятия христианства. Роль переводной литературы в формировании этического учения в Древней Руси. «Источник знания» Иоанна Дамаскина и его учение о свободе воли и ответственности человека. Интерпретация и адаптация этических воззрений Античности и европейского Средневековья в сборнике нравственных наставлений «Пчела» и «Изборнике 1076 г.».

Отражение социальной иерархии в этической проблематике произведений, созданных в Древней Руси. Идеализированный образ князя в «Поучениях» Владимира Мономаха. Противопоставление «светского» содержания его нравственных правил религиозно-аскетическому пониманию «праведной» жизни.

Тема патриотизма и единства русской земли в произведениях Киевской Руси. Теологическое понимание историко-социальных тенденций как борьбы добра со злом в «Повести Временных Лет». Поэтическое воплощение историко-этической концепции «Повести Временных Лет» в «Слове о полку Игореве»; социально-патриотический смысл категорий «долг», «честь», «слава». Развитие социально-этической концепции в русской литературе Владимиро-Суздальской, а затем Московской земли («Повесть о нашествии Батыя», «Задонщина», «Слово о погибели русской земли» и др.).

Отражение религиозно-аскетического направления этической мысли в поучительной литературе русского Средневековья. «Моление» Даниила Заточника.

Развитие этических идей во второй половине ХV-ХVI в. Религиозно-нравственная проблематика в сочинениях Нила Сорского: учение о страстях и обоснование проблемы нравственного самосовершенствования с позиций религиозного индивидуализма. Гуманистическая тенденция в понимании нравственного мира человека в социологической концепции И.С.Пересветова. «Домострой» Сильвестра как отражение нравственных принципов и этических взглядов, сложившихся в русской средневековой (преимущественно городской) жизни.

Развитие гуманистических и рационалистических тенденций в этических идеях XVII в.:

– в исторических сочинениях, посвященных событиям «смутного времени» (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев и др.);

– в контексте раскола церкви и старообрядческого движения (Аввакум);

– в русской просветительской философии XVII в. (С.Полоцкий, С.Медведев, Ю.Крижанич).

Революционная линия этических исканий в русской философии.

Теория «естественного права» и ее революционная трактовка как основа этических построений А.Н.Радищева. А.Н.Радищев о роли воспитания, о значении труда и искусства в процессе нравственного формирования человека.

Обоснование В.Г.Белинским главенствующей роли общества в формировании нравственности. Детерминистическое и диалектическое решение вопроса о нравственной свободе. Осмысление личных и общественных (классовых) интересов как побудительных мотивов нравственности. Обоснование необходимости их сочетания на основе принципа разумного эгоизма. Развитие проблемы единства личного и общественного в этических теориях А.И.Герцена и Н.П.Огарева.

Антропологический принцип, основанный на признании единства законов природы и человеческой натуры как исходный момент этической теории Н.Г.Чернышевского. Соотношение этических категорий «польза», «добро», и «разумность». Отражение проблемы соотношения общественных и личных интересов в теории «разумного эгоизма». Роль просвещения в формировании общественного интереса. Осмысление нравственного идеала и воплощение его черт в «новом типе» людей. Единство нравственных и эстетических идеалов.

Особенности интерпретации моральных проблем в теории «анархического коммунизма» П.А.Кропоткина. Осмысление и развитие идей марксизма в этических построениях Г.В.Плеханова и В.И.Ленина.

Источник: diplomconsult.ru


Об авторе: Светлана Игоревна

Ваш комментарий