03.06.2011      18      Комментарии к записи Размышления И.С.Тургенева о судьбе русского дворянства отключены
 

Размышления И.С.Тургенева о судьбе русского дворянства


Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде  русского дворянства лежат в основе романа «Дворянское  гнездо» (1858).  В этом романе дворянская среда представлена почти  во всех ее состояниях – от захолустной мелкопоместной  усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали  Тургенев осуждает в самой основе. Как дружно в доме  Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем «обществе» осуждают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные похождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот  готовы помочь ему. Но стоило только появиться Варваре  Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокотско-  го обаяния, как все – и Мария Дмитриевна, и весь губернский бомонд – пришли от нее в восторг.

Это развращенное  существо, пагубное и исковерканное той же дворянской  моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.  Паншин, воплощающий в себе «образцовую» дворянскую мораль, подан автором без саркастических нажимов.  Можно понять Лизу, которая долго не могла как следует  определить своего отношения к Паншину и по существу не  сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее  замуж за Паншина. Он обходителен, тактичен, в меру  образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересуется искусством: занимается живописью – однако пишет  всегда один и тот же пейзаж, – сочиняет музыку и стихи. 

Правда, одаренность его поверхностна; сильные и глубокие  переживания ему просто недоступны. Подлинный артист  Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно  догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы,  если бы не спор. В композиции тургеневских романов  идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба  сторон достигает кульминационного накала.

В «Дворянском гнезде» важное значение имеет спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что  это был спор между западником и славянофилом. Эту  авторскую характеристику нельзя понимать буквально.  Дело в том, что Паншин – западник особого толка, а Лаврецкий – не правоверный славянофил. В своем  отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на  Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа  какое-то простое, удобозапоминаемое определение. Как и  Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять  характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы.

И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти  мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.  Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь  по самой своей глубинной природе – чувство стихийное и  всякие попытки рационального ее истолкования чаще  всего просто бестактны. Но любовь большинства его героинь почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным,  великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем,  и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.  Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так  настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их  хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно  связаны с народной нравственностью.

Рекомендуем почитать ►
Синтаксичний розбір простого речення - Основні поняття синтаксису, Синтаксис

Лаврецкий прошел  школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя  любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины  и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо  сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская  кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-  крестьянки.  В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало  народной нравственности выражено еще определеннее.  Всем своим поведением, своей спокойной грацией она,  пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает  Татьяну Ларину.

Но в ее личности есть одно свойство,  которое в Татьяне только намечено, но которое станет  главной отличительной чертой того типа русских женщин,  который принято называть «тургеневским». Это свойство – самоотверженность, готовность к самопожертвованию.

 В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем. 

 ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных  явлений буржуазной культуры конца XIX – начала XX  века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Для декадентства характерен отказ от гражданственности в искусстве, культ красоты как высшей  ценности, аморализм.


Об авторе: dimasey