10.11.2010      21      Комментарии к записи Нравственный идеал А. П. Чехова отключены
 

Нравственный идеал А. П. Чехова


А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы — срок безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых ещё не существовало. Чехов и не хотел существовать по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и искал тот самый идеал. Он понимал, что надобно разыскивать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может вручить лишь сама жизнь.

Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: “Что мир “кишит негодяями и негодяйками”, это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев “зерно”, значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле… Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое фантазерство грязью жизни…” Вот почему Чехова больше привлекал заурядный поток жизни — та, по определению Гоголя, “тина мелочей”, барахтаясь в которой люди перестают подмечать, как ничтожны их цели. Именно в этом месте Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, надобно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть надобно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.

В произведениях одного только года больше двухсот пятидесяти основных персонажей, которые являются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные — от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действо эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.

Рекомендуем почитать ►
Урок внеклассного чтения. В Быков «Обелиск»

Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова — это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он совершенно удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает порой недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную установку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог (“Смерть чиновника”). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что товарищ его детства уже тайный советник, тут же “съежился, сгорбился, сузился” и “Ваше превосходительство… Хи-хи-с!” (“Толстый и тонкий”). По этому поводу сам Чехов писал: “…Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником”.

Большое общественное зло также и в крепостничестве, так как сохранились не только люди, пользовавшиеся привилегиями, завещанными крепостной эпохой, но и мораль, порожденная крепостничеством, ещё жила в сознании и поведении его современников. Бывшие крепостные ещё не один год после отмены крепостного права по привычке смотрели на помещика как на господина и считали себя обязанными осуществлять любую его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы “Вишневый сад” с сожалением вспоминает о прошедших временах. И если бы Карпушка и Матвей не изъявили готовности сразу же приступить к исполнению приказа Трофима Семеновича, то надругательство над парнем и девкой могло бы и не состояться (“За яблочки”).

Такое рабское повиновение, ощущение своей ничтожности также не соответствовали нравственному идеалу Чехова. В одном из его писем младшему брату Михаилу есть такие строчки: “Не нравится мне… для чего ты величаешь особу свою “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо б!,1ТЬ одинаковым. Ничтожество свое сознавай, знаешь Где? Перед Бегом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей надобно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.

Рекомендуем почитать ►
Анализ главы VI романа «Капитанская дочка»

Не находит А. П. Чехов идеала и среди персонажей, Живущих “футлярной” жизнью. Беликов — ос


Об авторе: dimasey