11.11.2010      32      Комментарии к записи Метафора-загадка и перифраза отключены
 

Метафора-загадка и перифраза


Разгадывать загадки любят многие. Не думайте, что это только детское занятие. Конечно, взрослых уже не спрашивают: “Два конца, два кольца, посредине гвоздик – что такое?” Зато взрослые придумали себе целый литературный жанр – детектив – специально для того, чтобы разгадывать сюжетные и психологические загадки, тренировать ум, сообразительность и находчивость. Поэты тоже иногда задают читателям загадки. Им это нужно для того, чтобы задержать внимание читателя.

В науке о литературе есть даже специальный термин – остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, “узнавая” предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через “странную” форму к новым, нужным писателю, смыслам.

  • У Александра Блока есть такие строчки:
  • Случайно на ноже карманном
  • Найди пылинку дальних стран –
  • И мир опять предстанет странным,
  • Закутанным в цветной, туман…

Вот такой “странный”, новый, “закутанный в цветной туман” мир и создает искусство. При этом важно, что этот “туман” поначалу кажется туманом непонимания… Автору зачем-то нужно, чтобы сначала, при первом прочтении, его не поняли, чтобы его текст показался “странным”. Приемов остранения чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о чем идет речь.

Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не “проскочил” мимо образа, а замедлил чтение, остановился – и в привычном, знакомом, а то и скучном увидел что-то новое, неожиданное. Чтобы это новое увидеть, загадки нужно уметь расшифровывать.

  • Потренируемся.
  • Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина “Полтава”:
  • И то сказать, в Полтаве нет
  • Красавицы, Марии равной.
  • Она свежа, как вешний цвет.
  • Взлелеянный в тени дубравной.

Отгадываем загадку. Вешний – значит весенний. Какие мы знаем весенние цветы? Подснежник? Но давайте внимательно посмотрим в текст. Что значит взлелеянный в тени дубравной? Разве бываетв дубраве тень, если еще не сошел снег? Значит, цветок этот должен расти поздней весной, когда листья на дубах уже распустились. А еще нужно учесть, что цветок этот – эталон свежести (ведь поэт сравнивает с ним девушку!), значит, он не может быть ни лиловым, ни ярко-красным, а может быть только белым… Итак? Правильно, это ландыш.

Рекомендуем почитать ►
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова

Свои “загадки” поэт может загадывать в форме развернутого описания, именно такой пример мы только что увидели. Развернутое описание называется перифразой.

Но бывает, что признаки предмета не перечисляются, никакого описания нет – просто одно слово употреблено вместо другого. Это уже “загадка” в чистом виде:

  • По беломраморным щекам
  • Струились крупные бериллы.
  • (А. Блок.)

Если воспринимать эти строки буквально, то покажется, что речь идет о… статуе. По щекам статуи, сделанной из белого мрамора, катятся крупные прозрачные полудрагоценные камни? Конечно, это не так, и буквально воспринимать ни эти, ни любые другие стихи нельзя. Зная о переносном значении слов, мы понимаем, что беломраморные щеки – это щеки прелестного цвета, похожего на цвет белого мрамора. А вот что такое бериллы9 Что у нас обычно катится по щекам? Читатель по контексту должен догадаться (в этом случае – легко), что бериллы – это слезы. Для такого поэтического словоупотребления ученый-филолог Ю.И. Левин предложил термин метафора-загадка.     

Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое начинается словами Какая грусть!. Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.

  • Какая грусть! Конец аллеи
  • Опять с утра исчез в пыли,
  • Опять серебряные змеи
  • Через дорогу поползли.

В этом контексте – сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи? Пыль в строчках Фета – это метель (возможно, начинающаяся), то есть мелкий сухой снег, похожий на пыль. Вы наверняка знаете и сами употребляете выражение снежная пыль. Однако заметьте, что информация о времени года поступает к читателю только из следующих двух строк. Хотя и тут возможны различные варианты восприятия у разных читателей. Некоторые ученики сразу понимали, что это зима, что описывается снежная пыль. “Если бы это
была летняя пыльная буря, то она вызывала бы не грусть, а раздражение”, “Это не может быть дождь: водяная пыль не бывает такой плотной, чтобы конец аллеи исчез”, – говорили они.

Рекомендуем почитать ►
Горе от ума, В чем смысл произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Серебряные змеи – это поземка. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В. Даля это слово объясняется так: поземная метель, буран или метель снизу, вьюга от земли, метель тягун, буран низом… К слову поземка Даль приводит такие синонимы: волокуша, заметь, тащиха, поползуха, понизовка, тягуша… Как видим, обращение к словарю помогает лучше понять “внутреннюю форму” слова поземка.

А вот почему змеи – серебряные, вы, наверное, догадались сами. Снег в русской поэзии серебрится очень часто.

Если вы, перечитав строфу (а лучше – стихотворение) в целом, увидели эту картину, то, надеемся, вместе с нами восхитились точностью поэтического образа. Приведем стихотворение полностью.

  • Какая грусть! Конец аллеи
  • Опять с утра исчез в пыли,
  • Опять серебряные змеи
  • Через сугробы поползли.

 

  • На небе ни клочка лазури,
  • В степи все гладко, все бело.
  • Один лишь ворон против бури
  • Крылами машет тяжело.

 

  • И на душе не рассветает,
  • В ней тот же холод, что кругом,
  • Лениво дума засыпает
  • Над умирающим трудом.

 

  • А все надежда в сердце тлеет,
  • Что, может быть, хоть невзначай,
  • Опять душа помолодеет,
  • Опять родной увидит край,

 

  • Где бури пролетают мимо,
  • Где дума страстная чиста, –
  • И посвященным только зримо
  • Цветет весна и красота.

 

 


Об авторе: dimasey