18.03.2011      201      Комментарии к записи Любовь как "поединок роковой" в лирике Ф. И. Тютчева отключены
 

Любовь как "поединок роковой" в лирике Ф. И. Тютчева


Любовь с силою Архимедова рычага движет миром.

И. А. Гончаров

Этот “всемогущий рычаг” двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе “Обломов”. Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: “Нои сам Гете <…> не чувствовал так сильно <…> ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества…” Уж не любовь ли это? “Таинственная основа всякой жизни ” ?

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение”. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить чуткость на сильную паузу после союза “и”: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения “поединок роковой”. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих товарищ другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии? Здесь преобладают звуки “л”, “м”, “р”, “о”, “е”, “и”, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.

А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно вещать о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.

Рекомендуем почитать ►
Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Пролог

…О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, к чему бежать?..

Любовь осталась за тобой,

Где ж в мире лучшего сыскать?..

Здесь Тютчев, можно высказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он ещё куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:

…Из края в край, из града в град

Судьба, как вихрь, людей метет,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..

И чтобы усилить тот самый роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.

Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении “Близнецы”. Вспомните его последние строки:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — “поединок роковой”!

Продолжая тему объединения, хочу обратить чуткость на стихотворение “Два единства”:

“Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…”

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней…

Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок “железа, крови” и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне (“кровь льется через край…”) и призывает к миру — к любви! Что можно высказать об эвфонии: жъл”э”зъ, кро”в” и л”убЪ”в”. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки “р”, “ж”, “я”; а в слове “любовь” звуки “л”, “в”, “о” обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим противопоставление…

Рекомендуем почитать ►
Какая сила управляет всем? - Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого Война и мир

А почему же Тютчев описывает о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — “роковой поединок” двух душ. Например:

…Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови —

И пуще пламенного гнева

Страшись поэтовой любви!..

Очевидно, тут Тютчев описывает про себя самого; рассказывает о своей любви — “пламенном гневе”, роковом “гневе”.

Сейчас я хочу разобрать ещё одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Дени-сьевой. Это мое любимое стихотворение “О, как убийственно мы любим…”. Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, по-другому она умрет:

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Также Тютчев показывает
, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Таким образом, в этом стихотворении мы видим “роковой поединок” любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает совершать кому-либо больно. А теперь я хочу высказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой аккурат из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо высказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой — страшная, губящая людей, роковая… В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет “О вещая личность моя!..”. Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь “сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия”?!

Рекомендуем почитать ►
Проза Лермонтова, на примере романа «Герой нашего времени»

…Так, ты жилица двух миров…

Вот она, наша личность, которая все час мечется в двойном бытии, мечется из-за “рокового поединка” любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в эвфонии: преобладают звуки “е”, “о”, “а”, “л”, “в”, “н”, “ш”, “ж”, которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же час вещи великие, глубинные, всеобъемлющие — хаос.

Таким образом, подводя результат, хочу высказать, что любовь как “роковой поединок” пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как “рокового поединка” у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт!

Поистине “любовь с силою Архимедова рычага движет миром”. Она “двигала” Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор “двигает” всех нас. Ведь в нашей жизни любовь — тоже “поединок роковой”.


Об авторе: dimasey