Готовые сочинения по литературе. 9 класс

Школьная программа 9-го класса по русской литературе предполагает изучение небольшого количества произведений. Однако они достаточно объёмны и являются весьма значительными по культурному и образовательному уровню.

Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы. Вы познакомитесь с величайшими произведениями, относящимися к разным литературным направлениям: выдающимся памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», романом в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

После разбора каждого литературного произведения в классе обычно следует задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этим. Вы сможете по плану, который приводится к каждому сочинению, создать свой текст: выразить собственные мысли, привести примеры из литературного произведения, дополнить или изменить сочинение.

Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться на содержание литературного произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы.

Рекомендуем почитать ►  Пробные варианты ОГЭ 2023 по русскому языку

Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно выражать свои мысли и чувства, формулировать личную оценку. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи.

Желаем вам успехов!

Образ автора в «Слове о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве».

II. Основная часть.

1. Талантливый и образованный человек.

2. Литературно одарённый человек.

3. Поэт русской природы.

4. Патриот родной земли.

Образ русского народа.

«Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, непревзойдённый образец поэтического слова, поражающий даже современных читателей. Кто же автор этого удивительного произведения?

Существует множество предположений о том, кем был человек, написавший «Слово о полку Игореве». Нет никаких сомнений, что он был очень талантливым и образованным. Автор умело сочетает достижения современной ему литературы с образными средствами устной народной поэзии. В те далёкие времена большинство образованных людей были монахами, но автор мог быть и приближённым князя Игоря, и дружинником, настолько достоверными кажутся описания битвы. Этот человек не только рассказывает о событиях, но и даёт собственную оценку всему происходящему. Он одобряет стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, однако осуждает честолюбие князя, которое приводит к гибели всего войска.

Автор «Слова…» – литературно одарённый человек: он использует выразительные метафоры и сравнения, приводит не только эпитеты, характерные для устного народного творчества, но и собственные яркие определения. Например, война у него уподобляется грозе, грому, буйному ветру, битва – труду земледельца, молотьбе. Часто авторская метафора перерастает в развёрнутую панорамную картину. Каждый образ важен, исполнен смысла и многозначен. Когда автор говорит, что «чёрные тучи с моря идут», читатель понимает, что это описание и явления природы, и движения войска половцев. Приводится много сравнений, которые усиливают поэтическое звучание текста. Например, князя Игоря, брата и их сыновей автор сравнивает с четырьмя солнцами: «Чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…»

В тексте произведения много авторских отступлений. Это прямое авторское вмешательство в ход изображаемых событий. В них выражаются личная горечь, скорбь автора. Все отступления носят лирический характер. Необыкновенно своеобразен и певуч язык и слог «Слова…».

В «Слове…» ярко выражена связь человека с природой, характерная для эпохи Средневековья. Природа здесь одухотворена. Она участница событий, о которых рассказывает автор: природа радуется, печалится, плачет, страдает, как человек. Она живёт и дышит в этом произведении. Она вестница несчастья и радости, выразительница дум и чувств человека. Вспомним затмение солнца – оно было предупреждением для героев. Природа отражает мировоззрение людей, верящих в её силу и могущество. Поэтому Ярославна призывала на помощь явления природы, поэтому родная земля – центральный образ произведения.

Автор «Слова…» – настоящий патриот. Его произведение проникнуто нежным чувством любви к Родине. Это чувство проявляется, и когда он рассказывает о поражении дружины Игоря, и когда повествует о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, и когда передаёт плач русских женщин по убитым воинам. Автор гордится своей Родиной и уверен в её могуществе. Ему больно, потому что русские князья враждуют между собой, вместо того чтобы защищать свои земли. Автор призывает к прекращению междоусобиц. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил поводом для его обращения к князьям с призывом объединиться. Концовка «Слова…» отражает желание автора увидеть князей, единых перед общим врагом.

В зависимости от событий, которые описывает автор, его облик меняется. Он то дружинник, то пахарь, то военачальник, то государственный деятель, а то белобородый сказитель. Из всех этих различных проявлений складывается образ автора первого произведения древнерусской литературы – великого, мудрого и талантливого русского народа.

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

Споры вокруг «Слова о полку Игореве».

II. Основная часть.

1. Реальное историческое событие – основа «Слова…».

2. Основная идея произведения и способы её раскрытия.

Патриотизм – основная идея произведения.

«Слово о полку Игореве» – произведение древнерусской литературы, вокруг которого и по сей день не утихают споры учёных о том, кому же принадлежит авторство и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово…», был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события – неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею – общерусскую. Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли.

«О Русская земля! Ты уже за холмом» – эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения – патриотизм. В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приёмы. Масштабное изображение Руси – один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования.

Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага. Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев – вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава. Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа.

Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, – в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли. Образ Святослава – это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины.

Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова…» видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова…» является не кто-либо из князей, а весь русский народ. Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Заразить» читателя патриотизмом – это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам – истинные, горячие патриоты земли Русской.

Сентиментализм повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

«Бедная Лиза» – произведение сентиментализма.

II. Основная часть.

1. Лиза – главная героиня повести.

2. Сословное неравенство героев – основная причина трагедии.

3. «И крестьянки любить умеют!»

Тема маленького человека.

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» – первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплощающее в себе основные черты такого литературного направления, как сентиментализм.

Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который оставляет её ради брака по расчёту. В итоге девушка бросается в пруд, не видя смысла жить без любимого. Новшество, введённое Карамзиным, – появление в повести рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет нас сопереживать. Карамзин не стыдится своих слёз и призывает к тому же читателей. Но не только сердечные терзания и слёзы автора заставляют нас проникнуться этой нехитрой историей. Даже мельчайшие подробности в описании природы вызывают отклик в душах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой-рекой очень любил прогуливаться и сам Карамзин, а после выхода произведения в свет за монастырским прудом с его старыми ивами закрепилось название «Лизин пруд».

В произведениях сентиментализма нет строго положительных или отрицательных героев. Так и герои Карамзина – живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая причастности Эраста к гибели девушки, автор не осуждает его за это, зная, что молодой человек останется несчастным до конца своей жизни. Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она символ душевности человека, его естественности и искренности. Писатель подчёркивает, что девушка не читала о любви даже в романах, поэтому чувство настолько сильно завладело её сердцем, поэтому предательство любимого привело её в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной необразованной девушки к знатному юноше «с изрядным умом», – борьба настоящих чувств с социальными предрассудками.

С самого начала эта история была обречена на трагический финал, потому как слишком значимо было сословное неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбу молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему. Карамзин не только ценит душевные стремления, переживания и умение любить выше, чем материальные блага и положение в обществе. Именно в неспособности любить, испытывать по-настоящему глубокое чувство он видит причину этой трагедии.

«И крестьянки любить умеют!» – этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и избавить его от ответственности за свои поступки. Считая невозможным, чтобы одни люди распоряжались жизнью других, писатель отрицал крепостное право и первостепенной своей задачей считал умение привлечь внимание к людям слабым и безгласным. Гуманизм, сопереживание, неравнодушие к социальным проблемам – вот те чувства, которые старается разбудить в своих читателях автор.

Литература конца XVIII века постепенно отходит от гражданской тематики и сосредотачивает своё внимание на теме личности, судьбе отдельно взятого человека с его внутренним миром, страстными желаниями и простыми радостями. Можно считать, что с этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема маленького человека.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» – одно из самых злободневных произведений в русской литературе.

II. Основная часть.

1. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

2. Фамусов – представитель старого московского дворянства.

3. Полковник Скалозуб – представитель аракчеевской армейской среды.

4. Чацкий – представитель «века нынешнего».

Столкновение двух эпох рождает перемены.

Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе. Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы.

Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох – «века нынешнего» и «века минувшего». После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря. Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого. Столкновение «веков» Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.

«Век минувший» представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их. Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:

Ученье – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства. Он убеждённый крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды – конечно, не благодаря верной службе Родине.

Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен. Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды. Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами «века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.

Все представители фамусовского общества – эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы – богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий – гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?» герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие. Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.

Чацкий – представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий – носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями. Однако традиции минувших дней всё ещё сильны – в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей. Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого – Молчалин и Софья.

Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть «…нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума…». Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятья», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья.

Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому. По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются – на каждом шагу он упирается в стену непонимания. Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка. Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.

Итак, Чацкий, возмутитель спокойствия и насмешник, отвергнут и изгнан фамусовским обществом. Его трагедия масштабна: герой переживает любовное разочарование, он понял, что потерял связь с родными местами, не находит дружеского участия. Но эта ситуация только на пользу герою, потому как он ратует за новые нормы жизни.

В комедии сталкиваются «век нынешний» и «век минувший». И хотя время минувшее ещё слишком сильно и продолжает порождать себе подобных, перемены осуществляются и настают.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Тема дружбы – основная в творчестве поэта.

II. Основная часть.

1. Лицейские годы.

2. Стихотворение «19 октября».

Дружба – святое братство на всю жизнь.

Тема дружбы проходит через всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни поэта.

Трепетное отношение Пушкина к дружбе, конечно, не было случайным, ведь всю силу этих человеческих взаимоотношений он испытывал на себе с двенадцати лет, с момента поступления в Царскосельский лицей. Именно там поэт нашёл людей, близких ему по духу и восприятию мира, там он постигал не только науки, но и учился понимать и ценить своих товарищей.

В лицейские годы Пушкин воспевает радости беззаботного дружеского общения (стихотворение «Пирующие студенты»). А в послании «К Каверину» поэт призывает всех оставить заботы и волнения света и присоединиться к кругу друзей. Покой, беззаботное веселье, шумные пиры, лёгкость, жизнерадостность, наслаждение жизнью, по мнению юного Пушкина, и есть настоящее человеческое счастье.

Этим же настроением проникнуто и стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Лицейские друзья прошли вместе сквозь все радости и тяготы, выпавшие на их долю, и каждое событие их жизни нашло яркое отражение в произведениях Пушкина.

Лирика, созданная поэтом после окончания Лицея, посвящена уже не мыслям о совместных забавах или скучности учебного процесса. В ней впервые появляется грусть от разлуки с друзьями, проявляются отношения автора к ним, как к единомышленникам, обеспокоенным будущим своего Отечества.

Созданное во время ссылки стихотворение «19 октября» передаёт всю гамму эмоций, которые испытывал Пушкин, находясь вдали от своих друзей в столь знаменательный для них день. Здесь есть и любование красотой природы, и тоска одиночества, и боль от ранних потерь, и вдохновение от одних лишь воспоминаний о дорогих его сердцу друзьях. Пушкин не забывает упомянуть по именам и тех, кто не побоялся его опального положения и навестил его в Михайловском. Поэт говорит о том, что по-прежнему помнит обо всех своих друзьях, где бы они ни были, о том, что ему безгранично дороги все они – и те, кто в «мрачных пропастях земли», и те, кто состоит на царской службе. И даже своему обидчику, царю, Пушкин прощает своё наказание за то, что «он основал Лицей», подаривший автору стольких родных, любимых людей.

Судить о том, насколько сокровенные, личные переживания выражены в произведениях Пушкина, можно потому, что большинство из них написаны в форме стихотворных посланий: «К Чаадаеву», «К Языкову», «И. И. Пущину», «Дельвигу» и т. д. На протяжении всей творческой жизни Пушкин не раз обращался к судьбам своих друзей-лицеистов. В каждом стихотворении, посвящённом друзьям, поэт рассказывает о дружбе как о святом и нерушимом братстве. В сознании Пушкина именно Лицей стал идеальным царством дружбы, а друзья-лицеисты – братьями навеки. Он так и восклицал в одном из самых знаменитых своих стихов:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен…

И нет до сих пор прекраснее строк о дружбе.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – роман, в котором отразился век

Место романа в творчестве А. С. Пушкина.

II. Основная часть.

1. Бытовые подробности эпохи.

2. Русское общество в романе.

3. День столичного молодого человека.

«Энциклопедия русской жизни».

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. Это самое значимое произведение поэта не только потому, что оно создавалось около восьми лет, но и потому, что роман оказал сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов, время правления Александра I. В романе переплетены современные Пушкину и вымышленные события. На простую сюжетную линию нанизано множество картин, зарисовок, описаний, которые показывают эпоху.

В тексте романа мы находим множество интересных бытовых подробностей, рассказывающих о том времени: как одевались люди, что было в моде (широкий боливар Онегина, малиновый берет Татьяны), что подавали в престижных ресторанах (ростбиф окровавленный, страсбургский пирог), что шло в театрах (балеты Дидло), какие знаменитые артисты выступали на сцене (балерина Истомина).

На протяжении всего романа поэт показывает различные слои русского общества той эпохи. Он изображает обитателей крупнейших русских городов – Москвы и Санкт-Петербурга. В Петербурге жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», жили известные писатели, артисты, декабристы, друзья Пушкина – он называет многие имена. Поэт любил Петербург, жил здесь сам. Он точен в описаниях, не забывая о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах». А Москву, которую в то время называли ярмаркой невест, показывает нам глазами столичного жителя. Она выглядит патриархальной и провинциальной, но поэт восхищается ею: «Москва… как много в этом звуке/ Для сердца русского слилось!» Он гордится Москвой, вспоминает 1812 год: «Напрасно ждал Наполеон,/ Последним счастьем упоенный,/ Москвы коленопреклоненной/ С ключами старого Кремля…»

Семейство Лариных, их быт, занятия, рассуждения, отношения между собой и с соседями-помещиками служат яркими образами деревенской жизни. Пушкин изображает не только помещиков, но и крестьян, что позволило критикам назвать роман истинно народным произведением.

Главного персонажа романа, Евгения Онегина, Пушкин представляет нам весело, с лёгкой иронией. Мы без труда можем вообразить не только то, что он читал, какое образование получил, но даже составить распорядок дня молодого человека пушкинского времени. Друг поэта П. А. Плетнёв писал: «Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодёжи».

«Евгений Онегин» – реалистический роман. В нём изображены подлинные живые образы русских людей начала XIX века. Пушкин дал широкое художественное обобщение основных направлений развития русского общества. Сам поэт говорил, что в романе «отразился век», а критик В. Г. Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни».

«Татьяны милый идеал» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина.

II. Основная часть.

1. Татьяна – простая провинциальная девушка.

2. Татьяна, «русская душою».

3. Внутренний мир героини.

4. Татьяна в высшем свете.

5. «Но я другому отдана…».

Татьяна – женский идеал Пушкина.

Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина созданы замечательные женские образы, очаровывающие своей искренностью, нежностью, целостностью и силой характера. Таковы героини «Капитанской дочки», «Дубровского», «Барышни-крестьянки», «Станционного смотрителя». Отличительными чертами героини Пушкина являются благород– ство и верность, а самым привлекательным образом для автора и самым знаменитым из них стала Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин».

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Всё тихо, просто было в ней…

Татьяна мечтательна и задумчива, много читает и часто представляет себя на месте книжных героинь. Именно книги во многом определили её мировоззрение и создали в её сознании образ идеального героя. Татьяна, как и многие девушки, увлекается гаданиями, верит снам и приметам, но автор постоянно подчёркивает её непохожесть на других. Она даже «…в семье своей родной/ Казалась девочкой чужой».

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…

Онегин сразу оценил девушку при первой встрече. Он даже изумился выбору Ленского, сказав, что на его месте «выбрал бы другую» – не Ольгу, а её сестру.

Татьяна, «русская душою», тонко чувствует и любит природу. В её семье соблюдают старинные обычаи. Героиня нежно привязана к своей няне – обыкновенной русской женщине. Татьяна никогда не скучает в деревне, занимая себя чтением, гуляет или просто мечтает.

Неприемлемые для автора женские кокетство и притворство совершенно чужды и его любимой героине. Татьяна Ларина – высоконравственная натура, с глубоким внутренним миром, душевной прямотой и открытостью. По силе воли, ума и горячности сердца этот женский образ не уступает главному герою романа – Евгению Онегину. В него девушка влюбляется сразу, с первой встречи, и на всю жизнь. Татьяна верит, что Евгений послан ей Богом, и первой признаётся в своей любви к нему. И хотя для девушек непривычно первыми раскрывать свои чувства, поэт не осуждает Татьяну и находит чистое, искреннее объяснение её поступку: «Она не ведает обмана/ И верит избранной мечте…».

И пусть этой любви не суждено быть счастливой, она вдохновляет героиню, помогает ей познать не только любимого человека, но и саму себя.

С первых глав романа перед читателем возникает образ юной наивной девушки, искренне стремящейся к счастью. Но и по прошествии времени, когда Татьяна уже становится женой уважаемого генерала, героиня не меняется. Конечно, в чём-то она «в роль свою вошла»: это примерная жена, которой по праву гордится муж и которая ведёт светскую жизнь по всем канонам этикета. Но нельзя не заметить постоянства характера Татьяны, она и теперь сохранила свою простоту, естественность и достоинство. Татьяна не меркнет в окружении блестящих красавиц, но притягивает она к себе отнюдь не внешней красотой. Окружающих покоряет цельный, богатый внутренний мир героини. Татьяну тяготит фальшь высшего петербургского общества, а её высокое чувство долга и ответственность оказываются сильнее даже большой любви. По-прежнему храня в себе чувство к Онегину, она твёрдо отвечает ему: «Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна». Эти слова для автора – эталон поведения русских женщин. И читатель тоже понимает: Татьяна, «милый идеал» Пушкина, всегда будет верна своему слову и не представляет, что может быть счастлива, предав своего мужа.

Татьяна так долго мечтала о любви, ждала её, но даже ради этого не изменяет себе. Такой волевой, цельный женский характер, живой ум, чистая душа и красота поступков и в наше время способны восхищать молодых людей, а юных девушек учат верности и жертвенности во имя любви.

До сих пор неизвестно точно, с кого же написан «Татьяны милый идеал». Одно можно утверждать наверняка: Пушкин восхищён, заворожён своей героиней. Татьяна – идеал женщины для поэта, она мила ему всем, и он совершенно этого не скрывает.

Онегин и Ленский

Онегин и Ленский – две яркие индивидуальности.

II. Основная часть.

1. Умный скептик и наивно-восторженный поэт.

2. Судьба Ленского.

Два типичных образа.

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал два замечательных образа – Евгения Онегина и Владимира Ленского. Это две яркие индивидуальности, которые ничего не желают замечать вокруг себя и сосредоточены только на своей неповторимости.

Во многом Онегин и Ленский – полные антиподы. Перед нами «волна и камень», «лёд и пламень». Да и друзьями они стали, как сказал нам Пушкин, «от делать нечего».

Евгений Онегин получил традиционное дворянское воспитание и образование. Владимир Ленский учился в Германии, и результатом этого стало романтическое мировосприятие юноши. У обоих молодых людей широкий круг интересов: оба были увлечены историей, философией, литературой. Но Евгений чувствует себя уставшим от жизни. Для него нет никаких ценностей, он не верит в искренность чувств.

…русская хандра Им овладела понемногу…

Ленский весь открыт для любви, дружбы и творчества. Этот восторженный мечтатель всё время находится в ожидании счастья. Евгений давно не верит ни в какую высокую цель, а Владимир считает, что есть какая-то высшая цель в жизни, только он пока её не знает:

Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.

Евгений когда-то увлекался книгами, много читал, но это занятие, как и многое другое, быстро ему наскучило. В круг его чтения входят и Адам Смит, и Байрон, но это не привело к всплеску в его душе таких романтических и пламенных чувств, которыми наполнен Ленский. Способности сочинять он тоже никогда не имел.

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

Онегин не любит стихи, относится к ним с изрядной долей иронии. Резкий, охлаждённый ум и пресыщение удовольствиями света приводят Онегина к тому, что он теряет интерес к жизни, впадает в глубокую хандру.

Владимир же – неисправимый идеалист. Он верит в любовь, дружбу, в порядочность людей, он и внешне, и душой поэт. Его вдохновляет творчество Шиллера и Гёте. Его стихи сентиментальны, их содержанием, конечно же, является любовь.

Владимир наивно влюблён в Ольгу, приписывает ей качества, которыми она не обладает. Его романтическая душа повсюду ищет и находит прекрасное.

Что было бы с Владимиром Ленским, если бы не роковая дуэль? Пушкин предлагает своим читателям задуматься над судьбой поэта-романтика. Ленского ждёт высокая поэтическая слава или:

Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился…

Выбор остаётся за читателями: кто-то обязательно увидит его на вершине поэтического Олимпа, а кто-нибудь легко представит себе повзрослевшего Ленского обычным остепенившимся обывателем.

История печальной дуэли во многом повлияла и даже изменила Онегина. Он вынужден был принять вызов Ленского. И хотя Евгений понимал всю нелепость предстоящего поединка, в тот момент он не смог переступить через условности – испугался мнения и насмешек света, который так презирал, упрёка в трусости. Но после убийства друга на дуэли Онегин не смог оставаться в обществе, по законам которого совершил этот поступок. Он не смог жить по-прежнему, поэтому отправился в путешествие. Эта дуэль и смерть Ленского стала отправной точкой, с которой начинаются серьёзные изменения в душе Онегина. Из путешествия Евгений возвращается совершенно другим человеком: он по-новому увидел Татьяну, в нём ожили чувства, которые он давно забыл.

Не знающий жизни Владимир Ленский так же типичен, как и разочарованный в ней Евгений Онегин.

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема патриотизма – одна из основных в лирике М. Ю. Лермонтова.

II. Основная часть.

Любовь к Родине естественна для любого человека. Мы скучаем вдали от родных мест, переживаем трудные времена вместе со своей страной, гордимся славным историческим прошлым своего Отечества. Патриотическая тема – одна из ведущих тем в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» было одним из первых произведений поэта, в котором воплотились его мысли и чувства о Родине. Просто, искренне, без напыщенности и хвастовства звучит рассказ рядового солдата о Бородинском сражении. Лермонтов передаёт настроение русских бойцов перед сражением, их любовь к своему Отечеству и решимость умереть за него, высокий героизм. В уста полковника вложены слова, которые не раз повторяли потом многие советские воины последующих эпох:

«Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»

Жизнь современной России никогда не оставляла поэта равнодушным и всегда находила отклик в его творчестве. Наиболее яркие и злободневные стихотворения Лермонтова становились заметным явлением в жизни русского общества. Вспомнить хотя бы произведение, посвящённое трагической гибели А. С. Пушкина.

В стихотворении «Смерть Поэта» звучит не только гражданское негодование, но и явный протест против николаевской действительности, в которой гибнут самые талантливые люди России. Лермонтов обвинял высший свет и высокопоставленных чиновников, погубивших «свободный, смелый дар» Пушкина.

«Люблю отчизну я, но странною любовью!» – восклицает Лермонтов в стихотворении «Родина». В нём поэт создал великолепные картины русской природы: холодное молчание степей, «лесов безбрежных колыханье», подобные морям разливы рек. Степи, леса и моря – такие пейзажи характерны для русского фольклора, когда речь идёт об описании Родины. Затем поэт приводит нас в деревню, и перед читателями предстаёт картина жизни простых русских людей. Лермонтову близка и понятна эта жизнь:

И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

Отношение Лермонтова к России всегда носило противоречивый характер. Поэт нежно любил русскую природу, народ, прославлял славное историческое прошлое страны. Но он видел Россию и с другой стороны: видел деспотическую и жестокую власть, подавляющую любое проявление свободной мысли. Вот почему поэт любит свою отчизну «странною любовью». Лермонтов сам называет чуждые ему формы патриотизма: его не интересует «слава, купленная кровью». Он любит Россию народную, крестьянскую: соломенные крыши, печальные деревни. В этом стихотворении патриотическая тема носит лирический характер.

«Родина» – одно из последних стихотворений Лермонтова, поэтому оно воспринимается как итоговое, обобщающее произведение. Любовь поэта обращена не к могучей империи, а к России народной. Лермонтов откликается душой на всё, что его окружает в родной стране, и не возникает сомнений, что ему бесконечно дороги и «чета белеющих берёз», и народная «пляска с топаньем и свистом».

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

1. Тема одиночества – типичная для творчества М. Ю. Лермонтова.

2. Духовный преемник Пушкина.

II. Основная часть.

1. «Нет, я не Байрон…».

4. «Как часто, пёстрою толпою окружён…».

5. «И скучно и грустно».

6. «Выхожу один я на дорогу…».

7. «Воздушный корабль».

Скорбь об одиночестве человека в мире.

Тема одиночества представлена в творчестве М. Ю. Лермонтова многогранно. В его стихах звучит грусть, тоска, обида, неудовлетворённость собой, обществом, судьбой, политической обстановкой в стране. Но при всём этом в стихотворениях поэта нет одного – равнодушия к жизни. Вся поэзия Лермонтова воспринимается как его лирический дневник, в котором он откровенно рассказывает о себе.

Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он так же ёмко отразил в своём творчестве глубокие размышления о времени и о себе. А так как его произведения создавались в годы реакции, то совсем неудивительно, что многие из них проникнуты горечью одиночества.

В свой самый ранний период творчества Лермонтов раскрывал тему одиночества традиционно. Юный поэт, подражая Байрону, противопоставлял лирического героя серой и бездушной толпе. А в стихотворении «Нет, я не Байрон…», которое стало программным, не только дал свой лирический портрет, но и предсказал свою судьбу:

Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Однако уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданное звучание:

Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровождённый миг Почёл потерянным досугом. . . . . . . . . . . . . . . . . . На светлый запад удалюсь; Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет.

Так зазвучала характерная только для Лермонтова трактовка темы одиночества. Непонимание окружающим миром поэт воспринимал не клеймом проклятия, а знаком высокого избранничества. Одиночество он избрал добровольно как единственно возможное состояние своей души.

В стихотворении «Пророк» появляется запоминающийся образ осмеянного и всеми презираемого пророка. Оно как бы продолжает одноимённое произведение Пушкина: наделённый божественным даром поэт осознаёт всю тяжесть своего предназначения. Люди, которым он говорит о правде и любви, презирают пророка («В меня все ближние мои бросали бешено каменья»). Поэт возвращается в пустыню, где слышат его лишь звёзды да твари земные, он бесконечно одинок, но не отказывается от своего высокого назначения. Стихотворение отражает внутреннее мироощущение Лермонтова – такого же отвергнутого и одинокого, видящего вокруг себя равнодушие, пороки и злобу.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» лирическому герою скучно на балу среди «пёстрой толпы», «дикого шёпота», «затверженных речей», среди бездушных людей, «приличьем стянутых масок». Лермонтов искал и не находил желанной гармонии с миром и обществом, в котором жил. Он всегда ощущал себя обречённым на жизнь среди чуждых ему людей и страдал в обществе, где царили фальшь, ложь, лицемерие и скука. С этим миром Лермонтов был связан и рождением, и воспитанием, но откровенно презирал светские интриги и сплетни. У поэта часто появляется желание бросить вызов этому безумному царству масок.

В стихотворении «И скучно и грустно» лирический герой Лермонтова не находит счастья ни в любви, ни в дружбе. Он разуверен в себе и в жизни. У него нет больше надежды на исполнение желаний: «…что пользы напрасно и вечно желать?».

В произведении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой одинок уже перед целым миром – перед вселенной. Здесь отчётливо звучат мотивы одинокого странничества, полной душевной опустошённости, тоскливого отчаянья.

Среди множества стихов Лермонтова, в которых звучит мотив одиночества, мне кажется интересным ещё одно произведение – «Воздушный корабль». В нём поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный образ романтического героя. Трагедия этого героя в том, что он не находит себе места в мире среди людей. Наполеон противопоставлен всему миру, ему нет покоя даже после смерти. Ярким символом одиночества в этом стихотворении является воздушный корабль.

Даже в неодушевлённых образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «белеет парус одинокий», старый утёс одинок, «и тихонько плачет он в пустыне», «дубовый листок оторвался от ветки родимой». Все эти образы овеяны тоской о счастье. Вся лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире людей.

Онегин и Печорин (сравнительная характеристика)

«Лишние люди» своего времени.

II. Основная часть.

1. Общие черты Онегина и Печорина.

2. Различия между персонажами.

3. Оценка В. Г. Белинского героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Трагичность судьбы «лишнего человека».

Неразрывная связь существует между двумя известнейшими литературными персонажами – Евгением Онегиным и Григорием Печориным. И в романе А. С. Пушкина, и в произведении М. Ю. Лермонтова показана драматическая судьба ярких и неординарных людей, во многом очень типичных для своего времени. В литературоведении оба эти героя названы «лишними людьми». Персонажи не только дополняют друг друга, но и развивают в русской литературе общую тему.

Светское общество, в котором вращались Евгений Онегин и Григорий Печорин, не могло не наложить на героев своего отпечатка. У них одинаковое происхождение, воспитание и образование, схожи характеры. Оба стоят на более высокой ступени развития, чем окружающие. Высший свет требует от них лёгкости и поверхностности во всём, а знание французского языка и изящные манеры в свете ценят гораздо выше ума. Онегин «Легко мазурку танцевал/ И кланялся непринуждённо…», все свои лучшие годы потратив на балы, театры и любовные интрижки. Такое же существование ведёт и Печорин. Ежедневная и однообразная суета светской жизни делают жизнь героев внешне яркой, но совершенно лишённой внутреннего содержания. Оба понимают, что их жизнь пуста, обоим надоедает вся внешняя мишура. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже,/ И бегала за ним она,/ Как тень иль верная жена». Такая же хандра и скука толкают Печорина на жестокие и опасные эксперименты над собой и другими людьми.

Онегин много читал, но в книгах не нашёл ответов на мучившие его вопросы, «Хотел писать – но труд упорный/ Ему был тошен…». Евгений умён, мог бы приносить пользу обществу, но не находит применения своим силам, не находит занятия по душе. Он пассивно плывёт по течению, не может найти своего места в жизни и страшно от этого страдает.

Печорин, в отличие от Онегина, пытается найти смысл жизни в опасных приключениях, но и они надоедают ему. Полностью равнодушный к происходящему, он бросает всё и уезжает на войну в Персию. Образ Григория Печорина раскрыт глубже образа Онегина, потому что Лермонтов, автор первого в России психологического романа, наделяет его новой для литературного персонажа чертой – склонностью к рефлексии. Печорин, желая разобраться в себе, ведёт дневник. И если образ Онегина складывается у читателей из различных характеристик автора и окружающих, то Печорина мы узнаём изнутри. В дневнике он бичует все свои слабости и пороки, искренне исповедуется, раскрывая свои мысли и чувства. Так читатель находит разгадку его противоречивого характера, объяснение всех его странных поступков. Печорин говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Герой потерял веру в людей, его скептицизм и эгоизм порождены временем, эпохой безнравственности, трусости и пошлости.

Критик В. Г. Белинский писал, что «Печорин – Онегин нашего времени». Печорин развивает в русской литературе тему, начатую Онегиным. Роман «Герой нашего времени» – это горькое раздумье над «историей души человеческой», погубленной «блеском обманчивой столицы», ищущей и не находящей ни дружбы, ни любви, ни применения своим силам.

Об Онегине Белинский говорил: «Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же самое можно сказать и о Печорине. По выражению Белинского, Лермонтов изобразил «внутреннего человека» не только как художник-реалист, но и как глубокий психолог. Писатель поставил в литературе вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей, которые не могут найти применение своим силам.

«Мёртвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя

Идея и сюжет поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

II. Основная часть.

2. «Мёртвые души» помещиков:

3. «Живые души» народа.

Противопоставление «живых душ» народа «мёртвым душам» помещиков.

Идею поэмы «Мёртвые души» сам Николай Васильевич Гоголь определил так: «…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мёртвые» прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.

Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города – чиновники и простые жители – люди, не обременённые моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол – существа с мёртвой душой в человеческой оболочке.

Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин – такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.

Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», с восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов.

В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».

Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.

Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка – он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.

Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным. Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» – восклицает Гоголь.

Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, приводит читателя к «прорехе на человечестве» – Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.

Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, – которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь всё-таки видит «живую душу» народа. Крепостной плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнёт, то и сапоги». Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкин в любом доме печь поставит.

Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском просторе вместе с бурлаками.

Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение – желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.

Подвиг человека на войне (по повести В. Быкова «Сотников»)

Нравственный выбор человека на войне.

II. Основная часть.

1. Разведчики Сотников и Рыбак.

2. Главный выбор сделан.

Приз писателю Быкову.

Проблема нравственного выбора человека перед лицом страшных испытаний ярче всего раскрывается в произведениях литературы, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Где, как не перед лицом смерти, способен раскрыться человек, показать всё, на что он способен и чем дорожит в жизни. В повести белорусского писателя Василя Быкова «Сотников» автор размышляет об истинном и ложном героизме. В ней сталкиваются не враги, а люди, воюющие на одной стороне. Возможно, в обычных условиях и не проявились бы истинные характеры этих героев.

Разведчики Сотников и Рыбак идут на выполнение боевого задания и по-разному реагируют на предстоящую опасность. С первого взгляда кажется, что физически сильный и сообразительный Рыбак гораздо больше готов к подвигу, чем хилый и слабый Сотников. Но и тогда, когда опасности ещё поблизости не было, внутренне Рыбак уже был готов к тому, чтобы совершить предательство. Перед нами человек, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход». Эту щербинку отлично почувствовал немецкий следователь, предложивший герою служить Германии.

Немецкие полицаи обнаруживают русских разведчиков у приютившей их деревенской жительницы. Оказавшись в плену и подвергаясь допросам, герои ведут себя по-разному. Сотников берёт всю вину на себя, защищая спрятавшую их женщину и её дочь, которых полицаи тоже схватили. За это он подвергается жестоким пыткам немецкого палача. Рыбак поначалу также настроен держаться до последнего, но, увидев вернувшегося с допроса израненного товарища, ощущает в себе отчаянное желание выжить во что бы то ни стало. Вспоминая, что на первом допросе, следователь намекал ему на службу в полиции, Рыбак, по-видимому, уже в тот момент сделал свой выбор. Когда немцы, не добившись никаких сведений ни допросами, ни пытками, объявляют пленникам о предстоящей казни, герои опять по-разному проявляют характер. Рыбака эта новость заставляет лихорадочно искать способ сохранить свою жизнь – толкает его на предательство. Он убеждает себя в том, что он не предатель, что он убежит. Сотников же примиряется с мыслью о смерти, но пытается убедить немцев, что он один партизан, а остальные люди не имеют к нему никакого отношения. В последние минуты жизни Сотников потерял уверенность в своём праве требовать от людей того же, что от себя. Даже презирая Рыбака за измену Родине, Сотников осознаёт, что не вправе осуждать человека за его бесконечное желание жить. Герой понимает, что Рыбак всегда был слабее его самого. Сотников уходит из жизни совершенно иным человеком, став мудрее и снисходительнее к слабостям других. Сам он до последнего дыхания остаётся верен себе и своему долгу: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она даётся человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу». Огромная нравственная сила Сотникова помогает ему не сломаться, приняв страдания. Сотников – образ, который вселяет в нас силу духа, становится примером, которому хочется следовать.

Быков размышляет не только о жизни и смерти, о человеческом долге и предательстве. Писатель пытается дать психологический анализ поступкам, мыслям, словам своих героев. Осудить Рыбака легко, и он, безусловно, заслуживает осуждения. Но Быков постарался не только проанализировать поступки этого человека, но и понять, объяснить их.

За повесть «Сотников» Быкову был присуждён специальный приз Католической церкви, проповедующей понимание и прощение. Произведение, которое учит человека думать и сопереживать, не могло остаться без внимания.