Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

Блог учителя русского языка и литературы Ясниковой Татьяны Иннокентьевны.

Как писать сочинение по исходному тексту.

Структурные (композиционные) части сочинения — рассуждения.
Языковые средства (клише)
Вступление
Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Основная часть. Анализ исходного текста.
Определение проблем ,
которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте (фрагменте, отрывке).
Формулировка основной проблемы исходного текста.
Ø Первый способ формулирования проблемы текста – ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) существительноеное в Р.п.
Ø Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Формулировка в виде вопроса поможет выразить мысль более точно и глубоко.
В данном тексте автор поднимает проблему (чего?) …
Ø Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой влияния человека на природу.
Ø Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

Ø Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой проблеме посвящает свой текст…

Ø Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?

Рекомендуем почитать ►  Почему же творчество Тютчева современно и сегодня?

Ø Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы…

Позиция автора текста
к сформулированной проблеме исходного текста:
Ø как, на каком материале автор раскрывает проблему?
Ø на чем заостряет внимание?
Ø какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Ø какие эмоции автора выражены в тексте?
Ø какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом?
Ø как автору удалось привлечь к ней внимание?
Следует помнить , что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Ø Автор раскрывает проблему на примере…
Ø Автор обращает наше внимание на…
Ø Автор особо подчеркивает, что…
Ø Автор доказывает (убеждает, приглашает к
Ø размышлению…)
Ø Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…
Ø Автор не случайно использует слово (слова)…
Ø Автор упоминает (кого? что?) с целью…
Ø Автор подчеркивает, замечает, указывает на…
Ø Автор размышляет (над чем)…
Ø Автор высказывает интересное предположение…
Ø Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает…
Комментарий позиции автора
текста по прокомментированной проблеме.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Рекомендуем почитать ►  Классное сочинение «Путешествие на поле Славы». (Повествование о событиях от лица их участников)

Что хотел сказать читателям автор? Какова была цель его высказывания? Как сам автор относится к поставленной проблеме? Чему учит текст?

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Ø Позиция автора такова: …
Ø Автор считает, что…
Ø Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
Ø По мнению автора, …
Ø Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
Ø Автор убеждает нас в том, что…
Ø В тексте доказывается мысль о том, что…
Ø Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении…

Ø Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте…

Ø Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…

Собственное мнение(позиция учащегося)
по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором).
В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать.
Помните , что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов.
Пытаясь любой ценой оспорить очевидное, выставите себя в невыгодное положение.

Другое дело, когда точка зрения автора вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции.

Ø Автор, безусловно, прав, утверждая …
Ø Нельзя не признать правоту автора …
Ø Я полностью согласен с мнением автора…
Ø Я разделяю точку зрения автора…
Ø С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых…
Ø Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…
Ø В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…
Ø Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
Ø Я считаю, что автор не прав, потому что…
Ø Я считаю необходимым возразить автору…
Ø Я думаю, следует не согласиться с автором…
Ø Мне кажется, автор не вполне прав…
Аргументация собственного мнения по проблеме
Мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено (Я согласен/
не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.
Цель этой части работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его мнение.
Рассуждение строится по схеме:
Ø тезис (положение, которое надо
Ø аргументация (доказательства, доводы),
Ø вывод (общий итог)
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».
Основные типы аргументов:
Ø Факты, события;
Ø Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
Ø пословицы и поговорки;
Ø примеры из личной жизни и жизни окружающих;
Ø примеры из художественной литературы.

Ø —Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из художественной литературы. Во-первых,… Во-вторых, … В-третьих, …

Ø В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…
Заключение
Общий вывод о значении текста, оценка прочитанного.
Заключительная часть сочинения может быть:
Ø резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора);
Ø риторический вопрос;
Ø призыв, обращение к читателю;
Ø использование цитаты;
Ø открытый финал.

Ø Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. Данный текст заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…).

Ø Данная проблема актуальна и в современное нам время.
Ø В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)…
Ø Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Памятка выпускнику.
Что такое проблема?

Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания, например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?
Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN , который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в .

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

2. Что значит «прокомментировать» проблему?
Попробуй ответить на вопросы:
· Насколько актуально то, о чём пишет автор?
· Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
· По возможности коснись истории вопроса.

· Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На­пример: «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени. »

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри­мер: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например, в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN , использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает ав­тор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изобража­емому? В чем это проявляется?
• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст­венная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что.

Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание на разграничение понятий «автор» и «рассказ­чик». Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произ­ведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказ­чика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании — всегда «я» рассказчика, но не автора.

Смешение понятий «автор» и «рассказчик» мо­жет привести к фактической ошибке

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентирует­ся в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий переска­зом или сплошным цитированием нельзя.

3. Как выявить позицию автора?
Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:
Позиция автора такова.
• Автор считает, что.
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.
Автор убеждает нас в том, что.
• В тексте доказывается мысль о том, что. ,
Основная мысль текста заключается в том, что.
• Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

Можно написать:
«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)»

Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами:
— посвящает свою статью;
— полемически заостряет проблему;
— эмоционально воздействует на читателя;
— делает читателя своим союзником;
— образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
— раскрывает сущность поставленных проблем;
— точно формулирует мысль;
— заставляет читателя задуматься над проблемой;
— показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
— пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
— убеждает читателя в правоте своей позиции;
— пытается найти в читателе единомышленника;
— ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
— пишет интересно и ново о старых проблемах;
— говорит с тревогой о наболевших проблемах;
— открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
4. Как аргументировать свою позицию?

Аргументация — это приведение доказа­тельств, объяснений, примеров для обосно­вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приво­димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу­менты ученика должны подтвердить или опро­вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло­гические, психологические, иллюстративные).

Логические аргументы — это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;
• положения законов и официальных докумен­тов;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы — это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;
• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Аргумент 1
Иллюстрации к аргументу 1
Аргумент 2
Иллюстрации к аргументу 2
Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Правоту автора подтверждает опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявле­ния его характера.

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева — героя романа М.Е. Салтыкова-Щедри­на «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не скверносло­вит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собствен­ности.

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и мно­гое другое.

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпа­на грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрица­тельный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.
При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения

Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что. ». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают. Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю­чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре­мени. Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, постав­ленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о

М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой, актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: н а мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….
Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Реальные факты из жизни окружающих

Собственные наблюдения и выводы

Традиционно- исторический опыт

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:
Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что. ; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что. ; Еще Петр 1 говорил, что. ; Любой ис­торик скажет вам, что. ; Большинство врачей счи­тают, что. ; Как установлено японскими учеными. и т. п.

Закончив ту часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.
2. Формулирование проблемы.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.

Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами — ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступле­ния — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.
2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии.

3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха. Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?»пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», ~ по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема эколо­гии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора — са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть — творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Несколь­ко полезных советов.

1. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

2. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

3. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

4. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как.

5. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

6. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

7. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Экс­перты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при скани­ровании теряется.

Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема.

Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи» . И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования , например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Алгоритм работы с текстом:
· Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»
· Ответы подчеркните.

· Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).

· Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о. Если заставил, то проблема найдена.

· Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Работа с текстом:
Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать проблему.
ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
Работа с текстом:

На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами заставил задуматься автор данного текста?

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
Да здравствует наша веротерпимость!
Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А.И. Солженицыну)
Комментарии к тексту:

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы.

МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы.

Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, но в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

В тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо – и достаточно – выявить хотя бы одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих работ является формулирование одной проблемы, а рассуждение – о другой, также существующей в этом тексте).

Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой (чего?) воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте. Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему. Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому, уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения, следует помнить о его грамотном языковом оформлении.

Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.

Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:

В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема.
Тема. относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых).

В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему
(сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую).

Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему
волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос.

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной).

В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор
текста.

Почему мы не всегда обращаем внимание на.
Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения,
так как.

Актуальность публикации обусловлена тем, что.
Задание:
Прочитайте текст Б. Васильева.
Определите его тему и обоснуйте ее актуальность.
Определите проблемы, поднимаемые Б. Васильевым. Выделите главную из них. Свой ответ обоснуйте.
Напишите фрагмент сочинения, в котором формулируются проблемы исходного текста.

Мою первую учительницу звали… К стыду своему я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел, пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз к Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли … к дубу.

«Это самый древний житель нашего города», – сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории.

Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.

Авторская позиция в художественном тексте проявляется в характеристиках героев и их поведении, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений. В результате читатель испытывает по отношению к герою и изображенным событиям те или иные чувства. Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь отца…, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Одним из наиболее сложных для учащихся шагов в написании сочинения-рассуждения из задания 25 является работа над комментарием к проблеме текста. Это обусловлено отсутствием четкого представления о содержании комментария, а также невозможностью представить данный фрагмент создаваемого текста в сколько-нибудь обобщенном, схематическом виде, что, несомненно, облегчило бы работу над написанием сочинения.

Что такое комментарий?
Каковы типы комментирования текста?
Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова).

Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; понять ход авторской мысли.

Два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Как определить основную мысль текста (позицию автора)?
Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Ее я никогда не называла бабушкой – только мамой.

(3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего.

(6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8) Я упорно твердила: «Зина». (9) Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10) Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12) Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13) Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.

(14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета.

(15) Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16) У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.

(17) Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19) Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20) Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».

(21) Мать любила читать. (22) В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23) Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. (24) А театр? (25) Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома.

(26) Я была домашним ребенком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27) Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28) Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29) Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».

(30) В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32) Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33) Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя».

(По Т. Щегловой)
Чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, нужно:
1) исходный текст разделить на микротемы;
2) выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана;

3) используя глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.

Предложения 6 – 13
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери

Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину

Предложения 14 – 16
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки

Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми

Предложения 17 – 20
Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым
Предложения 21 – 25
Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена
Предложения 26 – 29
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой
Предложения 30 – 33

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью

Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать

Обратите внимание: если необходимо прокомментировать актуальность проблемы, поднятой автором, нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни», нужна конкретность.

Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий:

· проблема морально-этическая
· актуальная (почему?)
потому что даёт возможность понять
· что значит быть Матерью?
· почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?
· как овладеть искусством стать настоящей Матерью?
потому что
· заставляет задуматься об ответственности быть матерью;
· позволяет увидеть истинное материнство;
· понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств;

· помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п.

Конструкции, помогающие оформить комментарий проблемы:
В первую очередь, автор обращается.
Автор освещает …
Автор справедливо говорит .
Справедливо, что автор начинает анализ проблемы с разговора о …, а затем обращается к …
Автор верно подчеркивает, что. а потом говорит о .
Автор строит последовательно свое рассуждение и останавливается на …, а затем подчеркивает, что .
Автора волнует…
Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)…
Автор раскрывает проблему на примере…
Автор не случайно использует слово (слова)…, упоминает (кого? что? с какой целью?)…

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения.

Чуть ли не на каждом шагу мы вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Таких примеров можно приводить множество. И всё это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой, не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь совсем недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животного. И не абсолютный разум в нас, а только первые проблески его.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.

(По А. Агееву)
Материал для сочинения:

Автор поднимает такую актуальную проблему, как. По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом. Не случайно автор цитирует. Эти слова напоминают нам о том, что. Действительно, человек не должен забывать о том, что.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом.

«Аргументация собственной позиции. Виды аргументов» предполагает рассмотрение следующих ключевых вопросов:

· Что такое аргументация?
· Каковы основные виды аргументов?

В критериях оценивания сочинения специально оговаривается, что мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено (Я согласен/не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.

В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:

1) прочитать текст и разделить его на структурные части;

2) ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;

3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы, потому что, так что, поскольку и т. д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис «подчиняется» следующим правилам:
1) формулируется четко и недвусмысленно;
2) не изменяется в течение всего обоснования;
3) его истинность должна быть доказана неопровержимо;
4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую нужно обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Стилистически любые аргументы должны быть чёткими, оформляться и вводиться в текст так, чтобы проверяющему работу эксперту не приходилось сомневаться в их наличии и количестве. Это можно сделать с помощью слов«во-первых,… во-вторых…», «наконец…»; «вспомним…», «это подтверждается тем-то…, «в доказательство можно привести ещё и такой аргумент…», «Ещё одним аргументом может служить следующее:…» и т.д.

Выпускник может аргументированно поспорить с автором, проявить самостоятельность мышления, попытаться сформулировать свою точку зрения, которая может быть и отличной от авторской. Но в аргументах – даже в случае несогласия, полемики с автором – не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес и т.д.