13.08.2019      17      0
 

Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – одно из лучших мировых произведений


«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – одно из лучших мировых произведений

Петр Ильич Чайковский – гениальный композитор планетарного масштаба. Он создал множество шедевров, вошедших в музыкальную мировую сокровищницу. Исследователи творчества Чайковского называют его величайшим представителем романтического направления и выдающимся лириком. Композитор создавал очень гармоничную музыку с невероятно выразительными мелодиями.

Но главная черта творчества Чайковского – глубокая драматургия и психологизм. Невозможно понять или просчитать, как этот человек умудрялся передать посредством звуков столь богатый спектр чувств. Произведения композитора вызывают в воображении человека яркие картинки и сильные эмоции.

Чайковский родился в 1840 году. Его отец был инженером и служил в Департамент горных и соляных дел. Семья будущего композитора принадлежала к древнему дворянскому роду, поэтому все дети получали разностороннее образование, в том числе, учились играть на музыкальных инструментах.

Петр Чайковский получил образование юриста. Несмотря на выдающие способности он прекрасно знал, что музыка не сможет обеспечить ему высокий уровень достатка. Но отец чувствовал, что сыну уготована судьба великого композитора. Поэтому в 1861 году, когда Петр решил начать обучение в Петербургской консерватории, он поддержал его.

Творческий путь Чайковского был довольно благополучным. Он пользовался популярностью как композитор и дирижер, преподавал в Московской консерватории и воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. В личной жизни композитор не был счастлив, оба брака Петра Ильича распались.

«Детский альбом» – история создания и анализ особенностей произведения

У композитора была большая и дружная семья. Он с огромным удовольствием гостил у сестер и братьев, обожал возиться с многочисленными племянниками. Существует несколько версий причины создания «Детского альбома». Петр Ильич преподавал и не мог не замечать скудности репертуара для юных пианистов. Он писал много детских произведений.

Композитор проводил очень много времени с племянниками. Биографы Чайковского склонны считать, что в сборник вошли лучшие импровизации из домашнего музицирования. В письмах друзьям композитор признается, что начал писать пьесы для детей по примеру Шумана. Можно сделать вывод, что к написанию «Детского альбома» привело несколько важных обстоятельств.

Сборник и сегодня не утратил популярности. Пьесы из него с удовольствием играют юные и всемирно известные музыканты.

Слушать «Детский альбом» Чайковского

1. «Утренняя молитва». Спокойная и размеренная хоральная пьеса создает настроение сосредоточенности и покоя.

2. «Зимнее утро». Острый ритмический рисунок, восходящие и ниспадающие прерывистые интонации звучат просветленно, но немножко тревожно. Так не хочется покидать теплую постель, но новый день дарит массу интересных событий и развлечений.

3. «Игра в лошадки». Легкая токката идеально имитирует топот копыт. Однотипный ритмический рисунок компенсируется неожиданными изменениями гармонии.

4. «Мама». Незатейливая, близкая к народным мотивам мелодия звучит очень тепло и обладает глубокой психологической насыщенностью.

5. «Марш деревянных солдатиков». Чеканный ритм, имитация аранжировки духового оркестра, кукольность и легкость. Композитор создал яркую картинку солдатиков, марширующих под бодрый мотив.

6. «Болезнь куклы». В музыкальной линии явно слышны вздохи. Короткая пьеса передает широкий спектр эмоций и волнений о здоровье подружки.

7. «Похороны куклы». Трагичная музыка не лишена легкости, ведь все происходит понарошку. Тем не менее, в пьесе чувствуется уважение к чувствам ребенка и сопереживание, ведь в детстве игра воспринимается всерьез.

8. «Вальс». Композитор очень часто играл для своих племянниц во время семейных танцевальных вечеров. Девочки обожают вальсировать. Эта озорная пьеса идеальна для юных принцесс.

9. «Новая кукла». Стремительный и порывистый вальс передает бурю радости, которую ощущает девочка, получившая новую игрушку.

10. «Мазурка». Польский танец с характерным ритмом был очень популярен в то время. Эта пьеса имеет камерный и интимный характер, ведь она написана для любимых племянников.

11. «Русская песня». Вариация на тему народной мелодии воссоздает звучание четырехголосного мужского хора.

12. «Мужик на гармонике играет». Озорная музыка рисует живописную сценку. Многократное повторение короткого мотива вызывает ощущение, что мужик взял гармонику в руки первый раз и пока не знает, на что способен инструмент.

13. «Камаринская». Очень быстрая плясовая песня. К ней обращались многие композиторы. В аранжировке Чайковский сумел сымитировать звуки волынки, скрипки, гармоники, точно передав настроение народной гулянки.

14. «Полька». Одна из самых известных пьес цикла. Изящная и легкая – слушая эту музыку, вы очень живо представляете танец маленькой девочки.

15. «Итальянская песенка». Вальсовый ритм, простая, но очень игривая и красивая мелодия. Композитор сумел передать характерные особенности звучания мандолины и гитары.

16. «Старинная французская песенка». Простой, но очень искренний народный напев очень похож на мелодии средневековых менестрелей. Это одна из самых популярных пьес из альбома.

17. «Немецкая песенка». Мелодия и ритмика пьесы напоминают народный танец лендлер. В ней угадываются йодли (особый способ пений в Альпах) и аккомпанемент гармони.

18. «Неаполитанская песенка». Самая известная пьеса. Задорная, изящная – она очень напоминает итальянский танец тарантеллу.

19. «Нянина сказка». Вместо ожидаемого плавного и размеренного рассказа мы слышим музыку, которая рисует интригующие и волнующие картинки. Резкие гармоничные ходы, колкий ритм – сказка будет страшной и интересной.

20. «Баба-Яга». Композитор сумел передать звуками фортепиано стремительный полет сказочного персонажа. Но у Чайковского Баба-Яга не очень страшная, а скорее комичная, ведь музыка написана для детей.

21. «Сладкая греза». Засыпая, дети предаются мечтам. Мягкая мелодия, полный консонанс в аккомпанементе – эта пьеса очень напоминает плавную колыбельную.

22. «Песня жаворонка». Трели в верхнем регистре, отрывистый аккомпанемент передают птичий щебет очень точно.

23. «Шарманщик поет». Незатейливая, но очень выразительная мелодия. Воображение рисует яркую картинку – старый шарманщик крутит ручку инструмента и напевает душевный мотив.

24. «В церкви». Завершение дня в те времена всегда сопровождалось молитвой. Звучание этой пьесы напоминает пение церковного хора. В конце она плавно затихает – день угас, пора засыпать.

Влияние музыки Чайковского на детей и беременных женщин

Каждый, кто изучал физику в школе, знает, что звуки – всего лишь вибрация, колебания воздуха. Почему музыка вызывает у человека столь сильные эмоции? Ученые пока не готовы ответить на этот вопрос. Но они не устают проводить исследования и изучать воздействие различных стилей музыки на человека.

Невозможно игнорировать факт, что классические произведения с выразительной мелодикой и приятной слуху гармонией, оказывают положительное воздействие на детей. При регулярном прослушивании музыки Чайковского ребенок развивается значительно быстрее, намного реже капризничает. Ждете малыша? Включайте фоном хотя бы на 1-2 часа в день классическую музыку. Она окажет положительное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

Петр Ильич оставил нам прекрасное музыкальное наследие – это наша культура, это наше искусство, без которого не может быть достойного будущего.

Насладитесь произведением Чайковского «Щелкунчик. Вальс цветов». Эта музыка остается в сердце на всегда.

Видео «Щелкунчик. Вальс цветов». Чайковский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: bestlavka.ru

Детям о произведении П.И.Чайковского «Детский альбом»
методическая разработка по музыке по теме

Беседы по слушанию музыки

Вложение Размер
detskiy_albom.docx 23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Детям о произведении П.И.Чайковского «Детский альбом»

(беседы по слушанию музыки)

«Детский альбом» созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И.Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

«Марш деревянных солдатиков»

Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» – игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

«Болезнь куклы», «Новая кукла»

В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Полька – это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый. потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров. В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент. В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями.

В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже, переданы звуки губной гармошки.

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь. Папа Карло в сказке «Золотой ключик» был шарманщиком.

Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями».

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Источник: nsportal.ru

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»

В феврале 1878 г. Петр Ильич Чайковский, находясь за границей, в одном из писем упоминает о намерении создать фортепианный сборник, подобный шумановскому «Альбому для юношества». По-видимому, именно тогда родился замысел произведения, получившего заглавие «Детский альбом».

Собственных детей у Чайковского не было, но он много и охотно общался с детьми сестры. «Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них», – признавался Петр Ильич. Особенно радовали его музыкальные успехи одного из племянников – Володи Давыдова. Этот мальчик, которого Чайковский называет «маленьким поэтом», пользовался особым расположением композитора, именно ему посвящен «Детский альбом».

Круг образов фортепианного сборника свидетельствует о том, что детскую психологию Чайковский знал прекрасно. Самый близкий для ребенка человек – мать, в пьесе «Мама», которую композитор требует исполнять molto espressivo e dolce («с большим чувством и нежностью») нижний и верхний голоса движутся параллельными децимами – словно голос ребенка и взрослого, находящиеся в единении. Дети любят сказки – и в сборнике появляются страшноватые сказочные образы: в «Няниной сказке» и «Бабе-Яге» господствуют диссонирующие созвучия и отрывистый штрих staccato.

И, конечно, дети проводят время в играх. Стремительная скачка восьмыми в трехдольном размере воспроизводит в «Игре в лошадки» любимую мальчишескую игру. Еще одна игрушка, обычная для мальчиков – солдатики: «Марш деревянных солдатиков» кажется настолько легким, что маршировать под него могут только игрушки. Девочек же особенно увлекают игры с куклами. Но, изображая детские игры, композитор не забывает, что дети непосредственны и эмоциональны – то, что кажется взрослому ничего не значащей мелочью, может оказаться трагедией в понимании ребенка. Совсем не «игрушечной» печали исполнены широкие аккорды-«вздохи» в «Болезни куклы». Дети вообще не терпят фальши – им хочется, чтобы даже в играх все было «по-настоящему», как у взрослых – ведь каждому ребенку хочется поскорее вырасти, и потому мир «Детского альбома» не ограничивается стенами детской с ее играми и куклами – и в этом смысле сборник Чайковского действительно можно сопоставить с «Альбомом для юношества» Роберта Шумана, послужившего для него образцом.

Подобно Шуману, Чайковский знакомит юных музыкантов с разными музыкальными жанрами – прежде всего, с танцевальными, составлявшими неотъемлемую часть русского аристократического быта XIX столетия: вальс, полька, мазурка. Танцевальные ритмы появляются не только в пьесах, имеющих соответствующее жанровое заглавие – они предстают и в своем выразительном значении. Например, в пьесе «Новая кукла» вальсовость передает восторг девочки, радующейся новой игрушке… Но круг жанров сборника не замыкается в пределах аристократического музыкального быта – здесь есть и «Камаринская», и «Русская песня». В этих пьесах использованы подлинные фольклорные мелодии – соответственно одноименная плясовая и «Голова ль моя, головушка». Фольклорный колорит создается органным басом в «Камаринской», ладовой переменностью и элементами подголосочной народной полифонии в «Русской песне». В том же образном русле находится миниатюра «Мужик на гармонике играет» с ее нарочито резкими септаккордами в тесном расположении. Примечательна ладовая основа пьесы – си-бемоль мажор с опорой на доминанту. Именно таким звукорядом обладала «ливенка» – гармоника, созданная в Орловской губернии, в городе Ливны в 1870-х гг. – т.е. незадолго до создания «Детского альбома».

Удовлетворяя детскую любознательность и одновременно решая педагогические задачи, композитор знакомит юных пианистов не только с русским фольклором, но и с музыкой других народов, и здесь тоже не обходится без фольклорных цитат: в «Старинной французской песенке» звучит мелодия народной французской песни «Куда вы ушли?» В «Итальянской песенке», «Неаполитанской песенке» и «Немецкой песенке» фольклорного материала нет, но мелодия, услышанная композитором от уличного музыканта в Италии, использована в пьесе «Шарманщик поет».

Есть в «Детском альбоме» и пейзажные зарисовки – «Зимнее утро» и «Песня жаворонка», и лирическая миниатюра – «Сладкая греза». Сборник обрамляется двумя пьесами, заглавия которых отсылают к духовной тематике – «Утренняя молитва» и «В церкви» (в советскую эпоху название первой миниатюры было заменено на «Утреннее размышление», а последняя именовалась «Хоралом»). В «Утренней молитве» хоральная фактура создает спокойно-созерцательное настроение, а в пьесе «В церкви» прекрасно переданы черты православного церковного пения (даже можно «расслышать» слова – «Господи, помилуй!»).

Ценность «Детского альбома» как педагогического материала не ограничивается расширением музыкального кругозора юных исполнителей. Насыщенность музыкальной ткани многих пьес способствуют развитию полифонического мышления, а выразительные мелодии формируют навыки связного исполнения, «пения» на фортепиано. Впрочем, пьесы «Детского альбома» отличаются такой эмоциональной глубиной, что их не чуждаются даже взрослые музыканты.

Источник: musicseasons.org

Музыка П.И.чайковского
Инструментовка В.Суслина
Стихи В.Берестова, Г.Сапгира
Исполняют артисты московских театров
Режиссер В.Малышева
Оркестр Гостелерадио под управлением А.Корнеева

Звуковые страницы детского журнала «Колобок»

1. Марш деревянных солдатиков
2. Болезнь куклы
3. Вальс
4. Полька
5. Камаринская
6. Сладкая грёза
7. Песня жаворонка
8. Неаполитанская песенка

Имя Петра Ильича Чайковского тебе, конечно, хорошо знакомо. По радио, телевидению, на концертах можно услышать его музыку – симфонии, концерты, оперы, песни и романсы, произведения для различных инструментов и ансамблей – музыку о жизни, о человеке, о его радостях и горе, о добре и зле. Придет время, и тебе, когда станешь взрослым, откроется в полной мере вся глубина и красота его творений. Ну, а сейчас? Композитор не забыл и детей. Чайковский был великим сказочником. Это он рассказал языком музыки об отважном маленьком Щелкунчике, победившем злого Мышиного Короля и его войско, это он повел в волшебное царство Спящей Красавицы, это он поведал горестную судьбу девушки, превращенной в лебедя. Эти сказки ожили в музыке его балетов «Щелкунчик», «Спящая Красавица» и «Лебединое озеро».
Однажды, это случилось в 1878 году, Чайковский по приглашению своих родственников приехал погостить к ним в деревню Каменку, на Украину. Здесь ему хорошо работалось. Побродив с утра по деревеньке, укрывшейся в зелени садов, Петр Ильич садился писать. Долгая тишина за дверью кабинета интриговала детей, его маленьких племянников. Если их возня очень уж докучала Петру Ильичу, он приглашал войти и садился за рояль. Петра Ильича называли композитором. Что это означало , толком из детей никто не знал, но догадывался, что слово это каким-то образом связано с музыкой. Когда его руки касались клавишей, детям казалось, что он разговаривает с ними. Рассказывает про все, что интересно: про оловянных солдатиков, про то, как заболела старая кукла Маша, про детские праздники с танцами, про мамину сказку перед сном. Ах, как было это удивительно! Наверное такое волшебство и называется словом «композитор».
Там, в Каменке, Петр Ильич Чайковский и сочинил для своих племянников музыкальные пьесы-картинки под названием «Детский альбом».

Бим-бом! Бим-бом!
Открывается альбом –
Не простой, а музыкальный.
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.

Сочинение это фортепианное. Но на пластинке ты услышишь некоторые пьесы из этого альбома в исполнении оркестра Гостелерадио под управлением А.Корнеева

Источник: mp3tales.info

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – одно из лучших мировых произведений

Петр Ильич Чайковский – гениальный композитор планетарного масштаба. Он создал множество шедевров, вошедших в музыкальную мировую сокровищницу. Исследователи творчества Чайковского называют его величайшим представителем романтического направления и выдающимся лириком. Композитор создавал очень гармоничную музыку с невероятно выразительными мелодиями.

Но главная черта творчества Чайковского – глубокая драматургия и психологизм. Невозможно понять или просчитать, как этот человек умудрялся передать посредством звуков столь богатый спектр чувств. Произведения композитора вызывают в воображении человека яркие картинки и сильные эмоции.

Чайковский родился в 1840 году. Его отец был инженером и служил в Департамент горных и соляных дел. Семья будущего композитора принадлежала к древнему дворянскому роду, поэтому все дети получали разностороннее образование, в том числе, учились играть на музыкальных инструментах.

Петр Чайковский получил образование юриста. Несмотря на выдающие способности он прекрасно знал, что музыка не сможет обеспечить ему высокий уровень достатка. Но отец чувствовал, что сыну уготована судьба великого композитора. Поэтому в 1861 году, когда Петр решил начать обучение в Петербургской консерватории, он поддержал его.

Творческий путь Чайковского был довольно благополучным. Он пользовался популярностью как композитор и дирижер, преподавал в Московской консерватории и воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. В личной жизни композитор не был счастлив, оба брака Петра Ильича распались.

«Детский альбом» – история создания и анализ особенностей произведения

У композитора была большая и дружная семья. Он с огромным удовольствием гостил у сестер и братьев, обожал возиться с многочисленными племянниками. Существует несколько версий причины создания «Детского альбома». Петр Ильич преподавал и не мог не замечать скудности репертуара для юных пианистов. Он писал много детских произведений.

Композитор проводил очень много времени с племянниками. Биографы Чайковского склонны считать, что в сборник вошли лучшие импровизации из домашнего музицирования. В письмах друзьям композитор признается, что начал писать пьесы для детей по примеру Шумана. Можно сделать вывод, что к написанию «Детского альбома» привело несколько важных обстоятельств.

Сборник и сегодня не утратил популярности. Пьесы из него с удовольствием играют юные и всемирно известные музыканты.

Слушать «Детский альбом» Чайковского

1. «Утренняя молитва». Спокойная и размеренная хоральная пьеса создает настроение сосредоточенности и покоя.

2. «Зимнее утро». Острый ритмический рисунок, восходящие и ниспадающие прерывистые интонации звучат просветленно, но немножко тревожно. Так не хочется покидать теплую постель, но новый день дарит массу интересных событий и развлечений.

3. «Игра в лошадки». Легкая токката идеально имитирует топот копыт. Однотипный ритмический рисунок компенсируется неожиданными изменениями гармонии.

4. «Мама». Незатейливая, близкая к народным мотивам мелодия звучит очень тепло и обладает глубокой психологической насыщенностью.

5. «Марш деревянных солдатиков». Чеканный ритм, имитация аранжировки духового оркестра, кукольность и легкость. Композитор создал яркую картинку солдатиков, марширующих под бодрый мотив.

6. «Болезнь куклы». В музыкальной линии явно слышны вздохи. Короткая пьеса передает широкий спектр эмоций и волнений о здоровье подружки.

7. «Похороны куклы». Трагичная музыка не лишена легкости, ведь все происходит понарошку. Тем не менее, в пьесе чувствуется уважение к чувствам ребенка и сопереживание, ведь в детстве игра воспринимается всерьез.

8. «Вальс». Композитор очень часто играл для своих племянниц во время семейных танцевальных вечеров. Девочки обожают вальсировать. Эта озорная пьеса идеальна для юных принцесс.

9. «Новая кукла». Стремительный и порывистый вальс передает бурю радости, которую ощущает девочка, получившая новую игрушку.

10. «Мазурка». Польский танец с характерным ритмом был очень популярен в то время. Эта пьеса имеет камерный и интимный характер, ведь она написана для любимых племянников.

11. «Русская песня». Вариация на тему народной мелодии воссоздает звучание четырехголосного мужского хора.

12. «Мужик на гармонике играет». Озорная музыка рисует живописную сценку. Многократное повторение короткого мотива вызывает ощущение, что мужик взял гармонику в руки первый раз и пока не знает, на что способен инструмент.

13. «Камаринская». Очень быстрая плясовая песня. К ней обращались многие композиторы. В аранжировке Чайковский сумел сымитировать звуки волынки, скрипки, гармоники, точно передав настроение народной гулянки.

14. «Полька». Одна из самых известных пьес цикла. Изящная и легкая – слушая эту музыку, вы очень живо представляете танец маленькой девочки.

15. «Итальянская песенка». Вальсовый ритм, простая, но очень игривая и красивая мелодия. Композитор сумел передать характерные особенности звучания мандолины и гитары.

16. «Старинная французская песенка». Простой, но очень искренний народный напев очень похож на мелодии средневековых менестрелей. Это одна из самых популярных пьес из альбома.

17. «Немецкая песенка». Мелодия и ритмика пьесы напоминают народный танец лендлер. В ней угадываются йодли (особый способ пений в Альпах) и аккомпанемент гармони.

18. «Неаполитанская песенка». Самая известная пьеса. Задорная, изящная – она очень напоминает итальянский танец тарантеллу.

19. «Нянина сказка». Вместо ожидаемого плавного и размеренного рассказа мы слышим музыку, которая рисует интригующие и волнующие картинки. Резкие гармоничные ходы, колкий ритм – сказка будет страшной и интересной.

20. «Баба-Яга». Композитор сумел передать звуками фортепиано стремительный полет сказочного персонажа. Но у Чайковского Баба-Яга не очень страшная, а скорее комичная, ведь музыка написана для детей.

21. «Сладкая греза». Засыпая, дети предаются мечтам. Мягкая мелодия, полный консонанс в аккомпанементе – эта пьеса очень напоминает плавную колыбельную.

22. «Песня жаворонка». Трели в верхнем регистре, отрывистый аккомпанемент передают птичий щебет очень точно.

23. «Шарманщик поет». Незатейливая, но очень выразительная мелодия. Воображение рисует яркую картинку – старый шарманщик крутит ручку инструмента и напевает душевный мотив.

24. «В церкви». Завершение дня в те времена всегда сопровождалось молитвой. Звучание этой пьесы напоминает пение церковного хора. В конце она плавно затихает – день угас, пора засыпать.

Влияние музыки Чайковского на детей и беременных женщин

Каждый, кто изучал физику в школе, знает, что звуки – всего лишь вибрация, колебания воздуха. Почему музыка вызывает у человека столь сильные эмоции? Ученые пока не готовы ответить на этот вопрос. Но они не устают проводить исследования и изучать воздействие различных стилей музыки на человека.

Невозможно игнорировать факт, что классические произведения с выразительной мелодикой и приятной слуху гармонией, оказывают положительное воздействие на детей. При регулярном прослушивании музыки Чайковского ребенок развивается значительно быстрее, намного реже капризничает. Ждете малыша? Включайте фоном хотя бы на 1-2 часа в день классическую музыку. Она окажет положительное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

Петр Ильич оставил нам прекрасное музыкальное наследие – это наша культура, это наше искусство, без которого не может быть достойного будущего.

Насладитесь произведением Чайковского «Щелкунчик. Вальс цветов». Эта музыка остается в сердце на всегда.

Видео «Щелкунчик. Вальс цветов». Чайковский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: bestlavka.ru

Рекомендуем почитать ►
Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Об авторе: Светлана Игоревна

Ваш комментарий