31.08.2012      38      Комментарии к записи Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу…» отключены
 

Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу…»


  • И на публичное кладбище захожу,
  • Хоть плюнуть да бежать…
  • Близ камней вековых, покрытых желтым мохом.
  • На той же эмоциональной волне доверительности осуществляется и переход к другой теме, к другому образу. Оттого шестистопный стих разрывается на две равные части, которые соединены контрастно:

  • Безносых гениев, растрепанных харит
  • Над ними надписи и в прозе и в стихах
  • На место праздных урн и мелких пирамид.
  • К ним ночью темною не лезет бледный вор;
  • Там неукрашенным могилам есть простор;
  • Такие смутные мне мысли всё наводит,
  • Многого стоит это признание. Не только умом, но и сердцем понимаем мы, какой ценой был выстрадан Пушкиным идеал жизни. Читая это стихотворение, понимаешь и то, почему Пушкин запретил хоронить себя на публичном кладбище столицы, завещая отвезти его в края родимые, в милую его сердцу Псковщину…

  • Могилы склизкие, которы также тут
  • Когда за городом, задумчив, я брожу
  • Зеваючи жильцов к себе на утро ждут…
  • Финальные стихи первой части стихотворения целиком погружают нас в тревожные, больные, горькие и ожесточенные мысли поэта. После нарисованной картины «публичного кладбища» шло исповедальное признание-поэта:

  • Что злое на меня уныние находит.
  • Осеннею порой, и вечерней тишине,
  • Последний полустих задает тональность второй части стихотворения, главным в ней оказывается слово-сигнал – любо. Поэту любо –
  • В деревне посещать кладбище родовое,
  • По старом, рогаче вдовицы плач амурный;
  • Под коими гниют все мертвецы столицы,

    Образ деревенского кладбища строится полемически по отношению к образу публичного кладбища. Здесь «дремлют мертвые» – там «гниют все мертвецы столицы», здесь «неукрашенные могилы» – там «нарядные гробницы»… И самое главное – там исполненные надменной гордости памятники, «праздные урны», «пирамиды», «безносые гении», здесь только могучий «дуб над важными гробами».

    Рекомендуем почитать ►
    Дайте характеристику образа Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»
  • Решетки, столбики, нарядные гробницы,
  • Сделанный поэтом выбор сказывался не только в лексике, в полемичности образов, но полнее и глубже всего в преодолении идеи смерти, то есть изначального смысла понятия «кладбище». На публичном кладбище разгул смерти, разрушения, гниения, на деревенском – смерти нет, здесь даже мертвые – «дремлют в торжественном покое», здесь победа вечной жизни природы, воплощенной в мощно раскинувшемся дубе, который стоит, но весь в движении, стоит, «колеблясь и шумя»…

  • Стоит широко дуб над важными гробами. Колеблясь и шумя…
  • Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
  • В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…» описываются два кладбища – городское и «деревенское, описываются подробно, взгляд поэта пристальный и пристрастный, из многих отобранных деталей – формируются потрясающие неожиданностью и силой обобщения образы-символы двух России. Внутренняя связь «Мирской власти» и «Когда за городом, задумчив, я брожу…» подчеркивается и усиливается парностью противостоящих друг другу образов в обоих стихотворениях. Раскол России раскрывается с удивительной наглядностью и суровой правдой.

  • Как гости жадные за нищенским столом,
  • Ворами со столбов отвинченные урны,
  • Хоть плюнуть да бежать…
  • Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
  • Авторская позиция раскрывается здесь с удивительной откровенностью и дерзостью. Описание кладбища – места вечного покоя – лишено религиозного умиления, подобающей теме печально-высокой лексики. Лживый, бездуховный чиновно-купеческий мир столицы самодовольно воссоздает и на кладбище модель своего пошлого существования.

    Пушкин изображал не просто городское кладбище, но кладбище столицы империи, кладбище Санкт-Петербурга. И чем конкретнее было изображение, тем более емким, содержательным и многозначным становился этот образ. Кладбищенская тема высвечивала новый страшный облик столицы. В «Медном всаднике» Пушкин раскрыл два лика Петербурга. Сейчас императорская столица обрела третий лик – чиновно-дворянский и купеческий.

    • Дешевого резца нелепые затеи,
    • В болоте кое-как стесненные рядком,
    • Где дремлют мертвые в торжественном покое.
    • О добродетелях, о службе и чинах;
    • В лирике Пушкина, замечал Герцен, «биография его души». Стихотворения цикла открывали новую страницу биографии души поэта, преступившего самый важный рубеж своей идейной жизни. Исполненный огромной силы и выразительности образ вечно живой жизни народного мира был дорог, люб и нужен поэту. С ним связывал он будущее России.

      Стиль исполнен презрения поэта к укладу жизни столицы. Он обнажает фальшь и лицемерие скорби и воздыханий («амурный плач вдовицы» по умершему, обманываемому при жизни мужу «старому рогачу»), приподнимает покров над жизнью «столичных жильцов», ныне гниющих под нарядными гробницами, которые создаются по официальному ритуалу почитания знатных мертвецов. Пушкин жесток в описаниях, в определениях, в выборе красок – он не скрывает своего намерения подчеркнуть гнусный финал гнусной жизни. Ничто не спасет от забвения и не сохранит памяти богатых купцов и знатных чиновников – мраморные гении и хариты будут разбиты, урны со столбов уже отвинчивают воры… Заслуживает внимания и тот факт, что Пушкин избрал кладбище для создания образа господской России. Символическая многозначность кладбищ включает в себя и глубокий смысл пушкинского противопоставления живого и мертвого, характерного для творчества последних лет. В калмыцкой сказке Пугачев противопоставляет живое мертвому. В стихотворении мертвое царство Петербурга («гниющие мертвецы столицы») оказывается синонимом России господ. Нет, не случайно Пушкин подвигнул Гоголя написать роман, подарив ему мысль о мертвых душах в ее не денежно-бытовом плане, но в символическом значении.


      Об авторе: dimasey