Живая совесть Андрея Болконского — это тоже факт не только психологический и индивидуальный. По Толстому, голос живой совести — это сильный и благотворный исторический фактор. Сильным внутренним . переломом ознаменовался для Андрея Аустерлиц и последующая смерть жены. В герое происходит переоценка ценностей. Когда-то честолюбивый и активный, он отказывается от всякой общественной деятельности. В поступательном развитии героя происходит как бы торможение и остановка. Но остановка эта не означает отсутствия внутреннего движения. Всякое сильное движение, сильное действие в моменты его замедления и торможения не ослабляется, а точно натягивается, пружинит. Именно так бывает с душевно близкими Толстому героями. Переживая кризис, как бы останавливаясь в своем пути, они в самих себе набирают силы для последующего движения вперед.

К активной жизни Андрея Болконского пробудил сначала Пьер — шумный, довольный собой и своей деятельностью, только что вернувшийся из поездки по своим имениям, где он, как он сам считал, многое изменил к лучшему, а в действительности ничего не смог изменить. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей. Встреча с Наташей в Отрадном явилась для Андрея новым и радостным приобщением к живой жизни. Он почти и не разглядел Наташи, почти не слышал слов, которые она говорила. Оп слышал звуки ее голоса, ее, как ото называет Толстой, «говор», и они доносили до него ощущение молодости и поэзии. Рядом с ним жизнь расцветала во всей ее весенней женской прелести, и его невольно тоже потянуло к жизни: «Мало того,- думал Андрей,- что я зпаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо; надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так, как эта . девочка, независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!».

Рекомендуем почитать ►  Петербург «Пиковой дамы»

К Андрею пришло новое желание деятельности и сдави — оп уехал в Петербург, завел знакомство со Сперанским; затем пришла любовь — к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица I и заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви-правды фальшивым показался  Сперанский, со своими «белыми, нежными» руками, на которые «невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть». В этом для Андрея заключена возможность еще новой жизни и нового, последнего восхождения. На этой последней высоте, в этом общем, народном деле забывается эгоизм и расширяется душа, способная теперь в своем величии пожалеть и простить своего недавнего врага Анатоля. Потому способная простить и пожалеть, что ощутила себя как частицу общего. И Анатоля тоже. А натоля раненого и страдающего — как частицу общего.

Исторической точкой зрения, толстовским замыслом создания истории-искусства определяется не только многое в жизни князя Андрея, но и сама его смерть. В ранних вариантах «Войны и мира», в редакции 1887 г., Андрей (как и Петя Ростов) должен был остаться в живых, а роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Потом Толстой изменил название. Изменил в соответствии с идейными и художественными своими заданиями. История, которую писал Толстой, была временем народного подъема, народной славы и вместе с тем народной трагедии. В войне с Наполеоном „люди совершали героические поступки, одерживали победы над врагом, но также испытывали страдания, история этого времени должна была ощутимо донести высокий трагизм эпохи. Но в художественном смысле это можно было сделать лишь таким образом, чтобы смерть, гибель человеческая явилась читателю самым крупным планом, близко, чтобы погиб не просто кто-то из героев, но непременно любимый автором и полюбившийся читателю герой. В «Войне и мире» на глазах читателя гибнет Петя Ростов — милый, славный мальчик, который обещал быть таким славным и нужным человеком. Умирает и Андрей Болконский. Через смерть Андрея Болконского, как и через смерть Пети Ростова, вполне, близко и интимно, в своей беспощадной и высокой правде раскрывается в романе трагическая сторона народного исторического подвига и народной победы.