11.12.2010      26      Комментарии к записи В.Маяковский один из самых талантливых сатириков XX века отключены
 

В.Маяковский один из самых талантливых сатириков XX века


Он создал классические образцы сатиры  нового типа. «Грозный смех» – так назвал он сборник  своих сатирических произведений. Эти произведения поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет  такого отрицательного явления, которое не попало бы под  увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак,  вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский» вельможа, взяточник, головотяп и т.п. В те годы  поэт не обошел вниманием ни одного сколько-нибудь  заметного явления международной жизни.

Он создал галерею сатирических памфлетов, дал острые зарисовки западного, в том числе американского, образа жизни.  Ярче всего талант Маяковского-сатирика раскрылся в  последних драматических произведениях. «Театр должен  «врываться в жизнь», – требовал Маяковский. Комедию  «Клоп» он сам определил как «публицистическую, проблемную, тенденциозную».  Защищая публицис??ический театр, Маяковский широко пользуется в пьесах «Клоп» и «Баня» художественной  условностью: преувеличением, гротеском, фантастикой. 

Но все эти приемы великолепно служат целям реалистической типизации, с тем уточнением, что эта типизация  сатирическая, обладающая особой речевой характеристикой, сосредоточившая внимание не на психологических  нюансах, а на выявлении главного в характере персонажа  с точки зрения социальной. Ибо мещанство, бюрократизм – это прежде всего социальная опасность. 

Установка на публицистичность и зрелищность –  одно из проявлений сознательного и целеустремленного  движения Маяковского к народности. Этот критерий поэт  понимал широко. Он хотел быть понят своей страной, но  хорошо знал, что в его время массовый читатель и зритель  еще не обладали высокой культурой. Свою задачу поэт  видел не в подлаживании к низкому уровню массового  читателя, не в снижении требований мастерства, а в приобщении масс к высокой художественной культуре. Маяковский, обладая гениальной одаренностью, сам был носителем высокой культуры, как поэтической, так и театральной.  Человеческим величием, страстной убежденностью,  благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками – поэмы «Во весь голос». 

Поэт разговаривает с потомками через головы современников. Но не о конфликте с временем, а «о времени и  о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому  времени необходимое.  «Во весь голос» – своеобразный смотр всего, что  писалось им когда-то на «злобу дня». Все в этом разговоре  масштабно. «О времени» здесь означает «об эпохе», «о  себе» – о типе поэта.  Обобщая самые дорогие и заветные убеждения, добытые в самоотверженном труде и жестокой борьбе, поэт  подводит итог трудному, героическому пути.  Стихи стоят  свинцово-тяжело,  готовые и к смерти,  и к бессмертной славе.  Не каждый стих выдержит проверку временем. Он  сделал свое дело и может умереть «как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши».

Рекомендуем почитать ►
Урок. Свята моєї родини. дозвілля родини

Но господствует в этих  строках мысль о бессмертии созданного в трудах и бою,  вера в разум и благодарность потомков.  Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского,  в истории всемирной литературы трудно указать такое  удивительное соответствие между потребностями эпохи, ее  характером и – личностью поэта, сущностью его таланта,  как бы созданного историей для того времени, когда он  жил и творил. 

ПОЭМА – поэтический жанр большого объема. В древности и в средние века отличительными чертами поэмы  были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит  столкновение судьбы и позиции личности с историческими  или социальными силами («Медный всадник» А.С.Пушкина). В современной поэме автор – участник или вдохновенный комментатор событий (В.Маяковский, А.Твардовский). В XX веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма. 

ПОЭТИКА – раздел теории литературы, изучающий  структуру литературных произведений и систему эстетических средств, которые в них используются. Общая поэтика  исследует художественные средства и законы построения  любого произведения, способы воплощения авторского  замысла в зависимости от жанра, литературного вида и  рода.  Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов  и направлений. 

Историческая поэтика изучает развитие литературно-  художественных с


Об авторе: dimasey