…Впереди — с кровавым флагом,

Ветер, ветер —

И за вьюгой невидим,

Двенадцать уходят. Не зная, что впереди, не способные созидать, «идут державным шагом» в никуда. На земле тьма. Но в финале появляется символ Света, самый важный в этой поэме образ-символ:

Нежной поступью надвьюжной,

И от пули невредим,

Ветер веселый

Прохожих косит…

Кипит в груди…

Ветер «завивает» не только «белый снежок». Люди в этой стихии неустойчивы тоже:

Старый мир, как пес паршивый,

Впереди — Исус Христос.

Хоронясь за все дома?

И еще есть ружья, которые направлены против всех и всего, в том числе и против дорогой и любимой Блоком России:

В кондовую,

Появление Исуса Христа в поэме можно трактовать по-разному. Но для Блока Он является не просто легендарным библейским персонажем. Поэтому можно сделать вывод, что Блок хотел изобразить ожидаемого спасителя — Судию, Его пришествие. Для двенадцати, посланцев Тьмы, Вечный источник Света невидим, но ощущаем, и это ощущение вселяет в них страх:

Провались — поколочу!

Я штыком пощекочу!

И зол, и рад.

В избяную,

Все, что есть у этих людей внутри — злоба:

— Кто там машет красным флагом?

Черная злоба, святая злоба…

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

Крутит подолы,

Долгое время советские идеологи от литературы хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Не так давно воинствующие апологеты так называемых преобразований начали по этому же поводу злословить. И мало кто захотел понять и разобраться (насколько это возможно), и услышать истинное звучание поэмы.

— Приглядись-ка, эка тьма!

Спаситель уводит их, но и Сам уходит, покидая разрушенную Россию — Землю. Это огромнейшая трагедия для Блока. Вся поэма с ее образами, символами и особенно ее финал предрекают: пути у России нет. Израненная, она умирает, и спасти ее больше некому. Нет надежды на приход Вечной Жены. И ничего не исправить. Блок, поэт Космоса и Гармонии, вряд ли мог бы написать гимн Тьме и Хаосу. Он скорбит по России, оплакивает ее судьбу и сам, как часть этого поруганного и убиенного мира, постепенно переходит в небытие.

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Снежной россыпью жемчужной,

Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал — пожар, то, после чего уже не останется ничего. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

С ними никого нет. «Только нищий пес голодный ковыляет позади». Это символ старого мира, который хоть как-то мог бы существовать далее. Но он не нужен разрушителям:

Вряд ли приемлет Блок «свободу без креста», которая способна только убивать. Гибнет Катька. Неважно, кто она. Главное, что прежде всего это женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное возрождать. Уничтожив его, двенадцать уничтожают несоизмеримо большее, нежели просто продажную женщину. Даже раскаянье Петьки рассеивается, и двенадцать идут дальше. С кем? И куда?

В белом венчике из роз —

— Кто там ходит беглым шагом,

— Отвяжись ты, шелудивый,

На всем божьем свете!

В «Двенадцати» практически нигде не звучит голос автора. Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку они сами часть этого хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они порождены Хаосом и сами порождают его. Мир, само бытие рушится, и символ этого всеобщего разрушения — ветер:

В толстозадую!

Злоба, грустная злоба

Нужно заметить, что Блок никогда не был певцом победившего класса (поскольку это всегда около литературы). Искренний в своем приятии и неприятии, он видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Трагическая смерть поэта отчасти объясняется крушением и этих надежд.

Трагический пафос поэмы А. Блока «Двенадцать»

Рекомендуем почитать ►  Отношение Толстого к героям романа «Война и мир»