Связь этнопедагогики с другими науками

Рисуем схему из пересекающихся окружностей.

Поскольку этнические (национальные) явления в той или иной мере сопряжены почти со всеми сторонами жизни человечества, к их изучению причастны многие научные дисциплины. Прежде всего – это этнография, так как этносы являются основным объектом ее исследования. Эта проблематика оказывается в поле зрения: историка, воссоздающего историческое прошлое народа; археолога, занятого изучением этногенеза; социолога интересуют взаимосвязи этнических и социально-экономических явлений; искусствоведа – этническое своеобразие отдельных компонентов художественной культуры; лингвиста – этнолингвистические процессы; психолога —этнические особенности психики.

Есть этнические аспекты экономических, демографических исследований, занимаются изучением этнической проблематики и представители ряда естественных наук: антропологии, физической географии, ботаники. На стыке этих наук и этнографии возникли своеобразные пограничные дисциплины: этническая антропология, этногеография, этноботаника (56, 5).

К числу таковых относится и этнопедагогика, возникшая в ло­не педагогики, на стыке этнографии, этнофилософии, этнопсихологии и этнокультурологии. Этнографию и этнопедагогику объединяет общий для обеих наук объект исследования – жизнедеятельность этноса, который конкретизируется в предметах как этнографии, так и этнопедагогики. Поскольку этнопедагогика «исследует этнические особенности обучения и воспитания» (364), мы в своем исследова­нии акцентируем внимание на компонентном составе этноса, его структуре, понятийно-терминологической характеристике, что позволило бы глубже вникнуть в сущность природы «этнического», его соотношения с «национальным», «народным».

Рекомендуем почитать ►  Трафареты на Хэллоуин

Рекомендуемые информационные ресурсы:

Рекомендуемая основная литература:

1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 1.

3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Введение, параграф 1.

4. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2015. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. Гл.1, п. 1.1, 1.2. – Серия «Бакалавр».

5. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: учебник и практикум : учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцева. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 333 с. – серия : Бакалавр. Базовый курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе : учебно-методическое пособие для студентов педагогических институтов. Набережные Челны, 1995. Гл. 1.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества, 1926.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. Гл.1.

5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М: Педагогика, 1991. С. 76.

6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – С. 62–67.

7. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. Раздел 1. Тема 1, п.1.1., 1.3, 1.4..

8. Давыдова О.И. Потенциал этнопедагогического подхода в современном образовании : монография / О.И. Давыдова. – Барнаул: АлтГПА, 2009. –187 с.

Источник: mylektsii.ru

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Взаимосвязь этнопсихологии и этнопедагогики с другими науками.

На наш взгляд близость этнографии, этнопедагогики и этнопсихологии обусловлена их этнокультурной направленностью.

Этнопедагогика является частью педагогической науки. Между народной педагогикой (предметом этнопедагогики) и научной педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. По мнению П.И.Пидкасистого с одной стороны педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная (этническая) педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека» (Пидкасистый П.И. Педагогика — М., 1995. — с. 475).

Г.Н. Волков видит взаимосвязь народной и научной педагогики в создании единого пространства, которое можно назвать педагогической культурой. По его мнению, народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимоотношения друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство — педагогическую культуру.

Научные исследователи В.С. Кукушин, Л.Д.Столяренко отмечают диалектическую взаимосвязь между народной педагогикой и научной педагогикой. С одной стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики.

В научной статье В.С. Болбас «О понятиях и терминах этнопедагогики» анализируется связь этнопедагогики с другими науками. Методологической основой и эмпирическим базисом изучения этнопедагогической культуры является этнография. Достижения этнографии помогают выяснить роль и место народных педагогических идей в системе культуры того или иного этноса, а также установить, в чем состоит их отличие от приобретений других этнокуль- тур.

Специфика и взаимосвязь этнопсихологии, этнопедагогики и этнографии

по исследованию Мухиной В.С.

Изучает сходство и различия между народами — этносами, а также этнические процессы, т.е. изменение характерных черт во време-

Изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентаций и поведения представителей

Изучает эмпирический опыт этнических групп в сферах:

  • — воспитания и образования молодого поколения;
  • — морально-этических и эс-

ни. Этнография характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей.

той или иной этической общности. Описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами. Изучает влияние социальных и личностных механизмов идентификации и обособления на порождение национального самосознания («мы»).

тетических воззрений на ценности семьи, рода, народа;

  • — контроля и коррекции поведения, мотивов внутри этносов;
  • — межэтнических оценок и поведения;
  • — отношение к природе. Объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

Из трех вышеуказанных наук базисной, основной является этнография, которая дает необходимые знания, информацию для этнопедагогики и этнопсихологии.

Источник: ozlib.com

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Тема 1. Методологические основы этнопедагогики.

План:

1. Краткий курс в историю этнопедагогики и народной педагогики. Предмет, объект этнопедагогики. Её принципы, задачи, функции. Основные понятия этнопедагогики: этническое воспитание, этническое обучение, нация, этнос.

2. Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Взаимосвязь этнопедагогики с другими науками: этнопсихологией, философией, этнографией, этнософией. Культурологические, философские, психологические, этнографические основы этнопедагогики.

3. Документы по национальной политике Республики Казахстан. Современное состояние этнокультурных традиций в условиях суверенного национального государства.

Ключевые слова: этнопедагогика, этническое воспитание, этнография, этнософия, этнопсихология.

В последние годы интерес к методологической проблематике значительно возрос. Причину такого интереса ученые видят в увеличении арсенала исследовательских средств, в связи с чем отбор их становится все более сложным. Еще одной причиной повышения интереса к методологии является «естественная ее связь со всем комплексом общественных наук, прежде всего с философией и социологией, составляющих теоретическую основу мировоззрения и идеологии».

Исходя из представления о связи трех видов деятельности в области педагогики: практической, специально — научной и методологической, осуществляемой в двух формах — методологического обеспечения и методологического исследования, В.В. Краевский пытается ответить на следующие вопросы, имеющие большое значение для науки и практики: «Что значит заниматься методологией педагогики? Кто должен заниматься методологией педагогики? Каковы способы получения методологического знания?». Все это мы попытались наглядно представить в таблице.

В действительности, как отмечает В.В. Краевский, «методология педагогики, усиливая свои регулятивные функции, в чем состоит ее назначение, преобразует непосредственно научную деятельность, опосредованно -педагогическую деятельность». В этой связи свою точку зрения он выражает следующим образом: «Методология педагогики — это не только система знаний об основании и структуре педагогической науки, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую деятельность. Она и есть система деятельности по получению такого знания и методологического обеспечения специально-научных педагогических исследований, получения новых методологических знаний». Таким образом, педагогическая практическая деятельность — объект педагогической науки, а научная деятельность — объект методологии педагогической науки. Отражение сущностной стороны предметной деятельности есть конкретнонаучная теория. Предметом же методологии является отношение отраженного и отражаемого, т.е. она исследует отношение, связь объекта и его теории.

Понимая под методологией педагогики «раздел педагогической науки, в котором содержатся принципы и методы исследования и преобразования педагогической деятельности», В.И. Журавлев считает, что «методология призвана так построить накапливаемые знания, чтобы они наилучшим образом способствовали ускорению развития теории и практики». В соответствии с выдвинутой задачей В.И. Журавлев считает необходимым развитие прежде всего тех аспектов методологического знания, которые играют ведущую роль в улучшении исследовательской и преобразовательной деятельности. В состав методологического знания педагогики В.И. Журавлев ввел следующие их группы: социальные цепи педагогической практики и науки; философия марксизма-ленинизма их учение о воспитании; знания о знаниях педагогики; понятийный фонд теории педагогики; методы педагогических исследований; принципы и методы педагогического прогнозирования; принципы и методы преобразования педагогической действительности; принципы идеологической интерпретации направлений и результатов педагогических исследований; .критериальный аппарат педагогики.

Объективными причинами включения указанных групп в состав методологических знаний, учений считает: всеобщность; фундаментальность; целостность гибкого построения.

Источник: megalektsii.ru

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Этнопедагогика как наука, учебная дисциплина и практическая деятельность

1. Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования

Вопрос: Как можно назвать наш век?

Наш 21 век принято называть веком научно-технической революции, веком социальных революций и экономических реформ, веком космонавтики, веком генетики, атомным веком. Но ни одно из этих названий не может вполне адекватно охарактеризовать историю человечества, хотя каждое из них справедливо.

Чтобы приблизиться к объективной и полной характеристике двадцатого века, следовало бы сделать к тем общепринятым суждениям еще одно педагогическое дополнение, а именно охарактеризовать двадцатый век, как век ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, Век Воспитания и Педагогики. »Мир вступает в век Человека». Писал В.А. Сухомлинский и с этим нельзя не согласиться. Особенности современного социального развития человечества таковы, что одним из самых эффективных способов служения Родине становится служение ей активным участием в воспитании порастающего поколения. И не случайно, что одним из главных признаков всеобщего духовного и культурного процесса является педагогический процесс.

Педагогика всегда актуальна, поскольку она обращена к Человеку, к его будущем, она вынуждена думать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не обернулись ошибками и несовершенствами наших детей. Не зря говорят в народе: «’Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» /Адыгейская поговорка/.

Народ – воспитатель, народ – педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях.

Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Сегодня мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

»Забывая свои корни, мы разрываем связь времени и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем», – сказал Чингиз Айтматов.

Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Из сказанного выше следует, что необходимость появления в программе учебных заведений курса «Этнопедагогики» было вызвано потребностями общества. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в самих людях.

Стратегия ХХI века – это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Не случайно первое десятилетие ХХI века ООН объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира: мир, демократия, права человека, толерантность.

Что такое толерантность?

Толерантность – это терпимость (многие словари). Жизнь показывает, что толерантность больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности – значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого.

Профессор Вильнюсского педагогического университета Б.П. Битинас определил культуру мира как сочетание двух «да» и двух «нет».

«ДА» – толерантности, которой людей нужно обучать.

«ДА» – ответственности перед собой и за себя, перед другими и за других.

«НЕТ» – агрессии, в том числе и детской.

«НЕТ» – делению людей на «своих» и «чужих».

К сожалению, на стыке ХХ–ХХI вв. идут скрытые внутренние войны, которые носят этнический характер, т. к. в каждом народе есть свои особенности, которые не учитываются обществом, большинством.

Человек – духовное и биосоциальное существо, он должен знать свои духовные корни, свой язык, свою культуру. Только на этой основе он способен понять культуру других народов, принять и усвоить общечеловеческие ценности, ценности поликультурного мира.

Между тем человечество в третьем тысячелетии стоит перед выбором: сближение и ассимиляция культур, что превратит человечество в некое безнациональное общество с единой общечеловеческой культурой? или человечество пойдет по пути сохранения самобытных культур, являющихся достоянием и богатством не только самого этноса, но и всего человечества? На эти вопросы, отчасти, призвана дать ответ этнопедагогика.

Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, обобщающих знаний. Они возникли как первые эмпирические обобщения воспитательного опыта, отраженные в произведениях устного народного творчества. Этнопедагогика как наука сформировалась гораздо позже, в 70-х гг. XX в.

Основатель этнопедагогики Геннадий Никандрович Волков, в 70-х гг. XX в. определил её как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков).

С появлением термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика». Ряд исследователей, не проводя четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин «этнопедагогика».

Академик Г.Н. Волков определил основное различие между этими научными понятиями: «. народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки».

По мнению В.С. (Вадим Сергеевич) Кукушина: «Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы»;

Этнопедагогика – это обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути использования в современных условиях. Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки.

Источник: helpiks.org

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Этнопедагогика изучает теоретические основы и практический опыт воспитания человека в педагогической культуре конкретного этноса. Цельювэтнопедагогике является изучение, анализ, накопление и использование позитивного опыта народной педагогической культуры в современных условиях воспитания человека. Необходимо обратить внимание на использование именно позитивного опыта, приемлемого в данный социально-исторический период развития общества, а не копирование фольклорного материала в педагогической практике.

Этнопедагогика анализирует имеющийся в ее распоряжении материал с позиций современной педагогической науки, выделяя в народном опыте вос­питания такие понятия как принципы, методы, средства воспитания и т.д., адаптируя во многом экзотический, самобытный опыт к современным тра­дициям воспитания. Такой подход систематизирует народ­ный педагогический опыт.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие три блока задач этнопедагогики: исследовательский, сравнительный и прикладной.

Исследовательский блок задач включает в себя:

— всестороннее изучение, обобщение и анализ источников и факторов формирования особенностей воспитательной практики в конкретных этнических культурах;

— изучение особенностей развития и изменения национально-культурных традиций воспитания;

— изучение особенностей организации учебного процесса в соответствии с культурно-воспитательной традицией.

Сравнительный блок задач включает в себя:

— сравнительное изучение особенностей воспитательной практики существующей в различных этнических культурах;

— выявление общих закономерностей этнопедагогической практики воспитания в различных народных культурах;

— выявление особенностей воспитательной практики отдельных слоев, социальных и конфессиональных групп на воспитательную практику внутри одного этноса;

— составление этнопедагогических характеристик различных народов.

Прикладной блок задач включает в себя:

— использование полученного этнопедагогического материала для улучшения качества педагогической, развивающей, культурно-творческой и управленческой деятельности в моно и полиэтнических коллективах и средах; формирование этнопедагогической культуры у педагогов, родителей и, в целом, всех носителей определенной этнической культуры, педагогическим компонентом которой она является;

— поддержка и развитие этнокультурных воспитательных традиций и национального самосознания в моно и полиэтнических средах;

— коррекция негативного поведения человека за счет формирования у него национальнокультурных моделей поведения.

В качестве иллюстративного материала для раскрытия основ этнопедагогики будет использована, в основном, русская народ­ная педагогика по двум причинам.

Первой причиной является отбор материала по территориально-культурному критерию, что отражает особенность региональной специфики проживания этнических общностей. В Орловской области этнически доминирующей группой являются русские (более 90% от общей численности населения области).

Второй причиной выступают особенности русской культуры (и педагогической культуры как ее составляющей), для которой характерны, во-первых, глубокие исторические корни существования, во-вторых, ее развитость с философской и педагогической точки зрения, разнообразие форм ее проявления и содержательная наполненность, в-третьих, подчеркнутая толерантность к другим культурам, что важно в современной ситуации повышенной межэтнической напряженности.

Согласно данным Статуправления, кроме русских, наиболее значительными этническими группами, проживающими на территории Орловской области являются: украинцы (1.29%), белорусы (0.33%) азербайджанцы (0.16%) и чеченцы (0.11%), поэтому в последующих темах будут затрагиваться вопросы народной педагогики указанных этнических групп.

Подводя краткий итог, можно сказать, что этнопедагогика является самостоятельной отраслью педагогики, которая имеет специфический предмет исследования. Она изучает своеобразие культуры воспитания в различных этносах в соответствии с их этнокультурными традициями и адаптирует сложившийся этнокультурный опыт воспитания к современным условиям.

Вопросы и задания.

1.Дайте определение этнопедагогики как особой отрасли педагогического знания. Сравните существующие определения этнопедагогики.

2. Охарактеризуйте предметную область этнопедагогики.

3. Раскройте цель и задачи этнопедагогики.

Подготовьте доклады по темам:

1. Основные идеи воспитания в народной педагогической культуре представителей этнических групп проживающих на территории Орловской области.

2. Этнокультурный состав жителей Орловской области.

3. Культура как педагогическое понятие и явление.

Литература.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

2. Джанзакова, Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе [Текст] /Ш.И. Джанзакова. Дис. к.п.н. М. 1998.

3. Крысько, В.Г., Саракуев, Э.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов [Текст] / В.Г. Крысько, Э.Г. Саракуев – М., Институт практической психологии. 1996. – 344 с.

4. Кукушкин, В.С., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология/ [Текст]/В.С. Кукушкин, Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 448 с.

5. Николаев, В.А. Истоки русской народной педагогики. [Текст] / В.А. Николаев / МПГУ, ОГУ. Москва – Орел, 1997. 143 с.

6. Николаев, В.А. Педагогика русского фольклора. Методическое пособие [Текст] / В.А. Николаев — Орел. 1997. — 143 с.

7. Николаев, В.А. Русская народная педагогика (пособие к спецкурсу). [Текст] / В.А. Николаев — Орел, 1993. — 67 с.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. Российское педагогическое агентство. — 1995. — 479 с.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ А.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

10. Пирлиев, К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. [Текст] / К. Пирлиев – Ашхабад. -1990.

11. Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования [Текст] / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1995. – 160 с.

Источник: poisk-ru.ru

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Этнопедагогика как наука, учебная дисциплина и практическая деятельность

1. Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования

Вопрос: Как можно назвать наш век?

Наш 21 век принято называть веком научно-технической революции, веком социальных революций и экономических реформ, веком космонавтики, веком генетики, атомным веком. Но ни одно из этих названий не может вполне адекватно охарактеризовать историю человечества, хотя каждое из них справедливо.

Чтобы приблизиться к объективной и полной характеристике двадцатого века, следовало бы сделать к тем общепринятым суждениям еще одно педагогическое дополнение, а именно охарактеризовать двадцатый век, как век ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, Век Воспитания и Педагогики. »Мир вступает в век Человека». Писал В.А. Сухомлинский и с этим нельзя не согласиться. Особенности современного социального развития человечества таковы, что одним из самых эффективных способов служения Родине становится служение ей активным участием в воспитании порастающего поколения. И не случайно, что одним из главных признаков всеобщего духовного и культурного процесса является педагогический процесс.

Педагогика всегда актуальна, поскольку она обращена к Человеку, к его будущем, она вынуждена думать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не обернулись ошибками и несовершенствами наших детей. Не зря говорят в народе: «’Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» /Адыгейская поговорка/.

Народ – воспитатель, народ – педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях.

Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Сегодня мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

»Забывая свои корни, мы разрываем связь времени и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем», – сказал Чингиз Айтматов.

Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Из сказанного выше следует, что необходимость появления в программе учебных заведений курса «Этнопедагогики» было вызвано потребностями общества. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в самих людях.

Стратегия ХХI века – это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Не случайно первое десятилетие ХХI века ООН объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира: мир, демократия, права человека, толерантность.

Что такое толерантность?

Толерантность – это терпимость (многие словари). Жизнь показывает, что толерантность больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности – значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого.

Профессор Вильнюсского педагогического университета Б.П. Битинас определил культуру мира как сочетание двух «да» и двух «нет».

«ДА» – толерантности, которой людей нужно обучать.

«ДА» – ответственности перед собой и за себя, перед другими и за других.

«НЕТ» – агрессии, в том числе и детской.

«НЕТ» – делению людей на «своих» и «чужих».

К сожалению, на стыке ХХ–ХХI вв. идут скрытые внутренние войны, которые носят этнический характер, т. к. в каждом народе есть свои особенности, которые не учитываются обществом, большинством.

Человек – духовное и биосоциальное существо, он должен знать свои духовные корни, свой язык, свою культуру. Только на этой основе он способен понять культуру других народов, принять и усвоить общечеловеческие ценности, ценности поликультурного мира.

Между тем человечество в третьем тысячелетии стоит перед выбором: сближение и ассимиляция культур, что превратит человечество в некое безнациональное общество с единой общечеловеческой культурой? или человечество пойдет по пути сохранения самобытных культур, являющихся достоянием и богатством не только самого этноса, но и всего человечества? На эти вопросы, отчасти, призвана дать ответ этнопедагогика.

Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, обобщающих знаний. Они возникли как первые эмпирические обобщения воспитательного опыта, отраженные в произведениях устного народного творчества. Этнопедагогика как наука сформировалась гораздо позже, в 70-х гг. XX в.

Основатель этнопедагогики Геннадий Никандрович Волков, в 70-х гг. XX в. определил её как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков).

С появлением термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика». Ряд исследователей, не проводя четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин «этнопедагогика».

Академик Г.Н. Волков определил основное различие между этими научными понятиями: «. народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки».

По мнению В.С. (Вадим Сергеевич) Кукушина: «Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы»;

Этнопедагогика – это обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути использования в современных условиях. Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки.

Источник: helpiks.org

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Тема 1. Методологические основы этнопедагогики.

План:

1. Краткий курс в историю этнопедагогики и народной педагогики. Предмет, объект этнопедагогики. Её принципы, задачи, функции. Основные понятия этнопедагогики: этническое воспитание, этническое обучение, нация, этнос.

2. Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Взаимосвязь этнопедагогики с другими науками: этнопсихологией, философией, этнографией, этнософией. Культурологические, философские, психологические, этнографические основы этнопедагогики.

3. Документы по национальной политике Республики Казахстан. Современное состояние этнокультурных традиций в условиях суверенного национального государства.

Ключевые слова: этнопедагогика, этническое воспитание, этнография, этнософия, этнопсихология.

В последние годы интерес к методологической проблематике значительно возрос. Причину такого интереса ученые видят в увеличении арсенала исследовательских средств, в связи с чем отбор их становится все более сложным. Еще одной причиной повышения интереса к методологии является «естественная ее связь со всем комплексом общественных наук, прежде всего с философией и социологией, составляющих теоретическую основу мировоззрения и идеологии».

Исходя из представления о связи трех видов деятельности в области педагогики: практической, специально — научной и методологической, осуществляемой в двух формах — методологического обеспечения и методологического исследования, В.В. Краевский пытается ответить на следующие вопросы, имеющие большое значение для науки и практики: «Что значит заниматься методологией педагогики? Кто должен заниматься методологией педагогики? Каковы способы получения методологического знания?». Все это мы попытались наглядно представить в таблице.

В действительности, как отмечает В.В. Краевский, «методология педагогики, усиливая свои регулятивные функции, в чем состоит ее назначение, преобразует непосредственно научную деятельность, опосредованно -педагогическую деятельность». В этой связи свою точку зрения он выражает следующим образом: «Методология педагогики — это не только система знаний об основании и структуре педагогической науки, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую деятельность. Она и есть система деятельности по получению такого знания и методологического обеспечения специально-научных педагогических исследований, получения новых методологических знаний». Таким образом, педагогическая практическая деятельность — объект педагогической науки, а научная деятельность — объект методологии педагогической науки. Отражение сущностной стороны предметной деятельности есть конкретнонаучная теория. Предметом же методологии является отношение отраженного и отражаемого, т.е. она исследует отношение, связь объекта и его теории.

Понимая под методологией педагогики «раздел педагогической науки, в котором содержатся принципы и методы исследования и преобразования педагогической деятельности», В.И. Журавлев считает, что «методология призвана так построить накапливаемые знания, чтобы они наилучшим образом способствовали ускорению развития теории и практики». В соответствии с выдвинутой задачей В.И. Журавлев считает необходимым развитие прежде всего тех аспектов методологического знания, которые играют ведущую роль в улучшении исследовательской и преобразовательной деятельности. В состав методологического знания педагогики В.И. Журавлев ввел следующие их группы: социальные цепи педагогической практики и науки; философия марксизма-ленинизма их учение о воспитании; знания о знаниях педагогики; понятийный фонд теории педагогики; методы педагогических исследований; принципы и методы педагогического прогнозирования; принципы и методы преобразования педагогической действительности; принципы идеологической интерпретации направлений и результатов педагогических исследований; .критериальный аппарат педагогики.

Объективными причинами включения указанных групп в состав методологических знаний, учений считает: всеобщность; фундаментальность; целостность гибкого построения.

Источник: megalektsii.ru

Чтобы понять как сделать, Связь этнопедагогики с другими науками, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.