01.05.2011      5      Комментарии к записи Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" отключены
 

Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"


1.Вступление.

Прочитав пьесы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”, я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное час, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.

2.Сходства и различия.

2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр “Грозы” остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как тра-гедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.

2.2. По времени написания “Гроза” – это главное произведение дореформенной драма-тургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы пострефор-менного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; “Бесприданница” является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в “Грозе” одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё ещё живут по “Домострою”, быт ещё во многом патриархален.

2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы плотно насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

Рекомендуем почитать ►
Творческое наследие Бестужева-Марлинского

2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – “горячие сердца”.

Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На герои-нях-женщинах я и хочу остановиться.

2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы “Гроза”. Она религиозна и романтич-на одновременно. Её личность стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купече-ская дочка, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а “из-под неволи”, и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со лютый и сварливой свекро-вью.

Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание задолженности за-мужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней ат-мосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принци-пиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчест-во.

О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает ро-мантическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: “Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне порой кажется, что я птица. Когда стоишь на беда, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…” Суровая реальность возвра-щает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь надобно лгать, втихомолку работать то, что хочешь, по виду соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно ус-воила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.

Рекомендуем почитать ►
Характеристика героев в драме «Разбойники»

Поэтом�� в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Ка-банихи – это борьба светлог


Об авторе: dimasey