07.05.2019      0      Комментарии к записи Основные теории местного самоуправления отключены
 

Основные теории местного самоуправления


Основные теории местного самоуправления

Становлению и развитию местного самоуправления в тех или иных государствах, сопутствовала разработка определенных теоретических концепций относительно природы местного самоуправления. В основе существующих научных воззрений лежит вопрос о соотношении предметов ведения и полномочий (компетенции) муниципалитетов и государства. Основными теориями местного самоуправления являются: теория свободной общины, хозяйственная теория местного самоуправления, государственная теория и дуалистическая теория.

Первой теорией, является теория свободной общины. Её представители (Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер, А. де Токвиль) считали, что в силу первичного характера общины (предшествует в возникновении государству), она имеет право заведовать собственными делами, является самостоятельной и независимой от государства. Государство появляется в результате объединения общин, а не общины в результате деятельности государства.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и нашла нормативное подкрепление в Конституции Бельгии 1831 г., которая фиксировала нормы об общинном управлении и признавала наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями, ещё и муниципальную власть.

Основные положения данной теории сводятся к следующему:

1. местное самоуправление – это управление делами общины;

2. органы и должностные лица местного самоуправления – это органы и должностные лица общины, а не государства;

3. дела общины делятся на дела собственные и дела, порученные государством. Государство не вправе вмешиваться в дела общины;

4. органы и должностные лица общины формируются самой общиной, а не государством;

5. государство может лишь контролировать, чтобы община не выходила за пределы собственной компетенции.

Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства. Однако им возражали представители государственной теории местного самоуправления. Так, Н. И. Лазаревский писал: «С появлением государства, создателями которого являются общины, состояние последних изменяется. Они вынуждены признать независимость государства и зависимость от него. С возникновением государства исчезает абсолютная самостоятельность и независимость общины»[1].

На смену теории свободной общины в несколько измененном виде пришла хозяйственная теория местного самоуправления. Её сторонники (Р. Моль, В. Н. Лешков, А. И. Васильчиков) полагали, что местное самоуправление имеет свою сферу ведения – хозяйственную, отличную от сферы ведения государства – политической. Таким образом, обосновывался негосударственный характер деятельности органов местного самоуправления. Самоуправление считалось таким же самостоятельным, как и государство, но в пределах ведения собственными делами.

Основные идеи и принципы хозяйственной (общественной) теории местного самоуправления в России нашли отражение в Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г.

Вместе с тем, сфера деятельности местных сообществ никогда не ограничивалась лишь хозяйственными делами. В разное время в России органы местного самоуправления ведали и делами местной полиции, и делами гражданской обороны, пожарной охраны, принимали общеобязательные нормативные акты, собирали налоги, занимались частноправовыми вопросами. Слабость данной теории состоит, во-первых, в том, что органы местного самоуправления ведают вопросами публично-правового характера, и, во-вторых, в том, что не существует хозяйственных дел, в которые бы не вмешивалось государство. Б. Э. Нольде писал: «Самоуправляющиеся единицы делают то же дело, что и непосредственные органы государства… Самоуправление такая же часть государственного управления, как и управление коронное…»[2].

Те вопросы, решение которых осуществлялось органами местного самоуправления, не могут считаться чисто общественными и противопоставляться государственным вопросам, ибо они по своему содержанию (дорожное устройство, здравоохранение, культура и др.) не отличаются от направлений государственного управления делами местного значения. Данные вопросы представляют интерес с точки зрения не только местного населения, но и государства. Таким образом, все попытки определить местное самоуправление как деятельность, по своей сути отличающуюся от административной деятельности государства, закончились неудачно.

Противоположной теории общественного самоуправления стала государственная теория самоуправления, основоположниками которой стали немецкие ученые Л. Штейн и Р. Гнейст. В России государственную теорию самоуправления поддерживали В. П. Безобразов, Н. М. Коркунов, А. Д. Градовский, Н. И. Лазаревский и др.

Основное положение государственной теории местного самоуправления следующее: местное самоуправление – одна из форм государственного управления на местах, заключающаяся в решении общиной и её органами государственных задач. Согласно государственной теории местные дела – есть дела государственные, переданные государством органам местного самоуправления, как более близким к населению подопечных им территорий, и в силу этого лучше знающих их интересы и способных их удовлетворить. Исходя из государственной теории местное самоуправление – форма вовлечения местного населения в дела государственные.

Государственная теория местного самоуправления нашла нормативное закрепление в России в следующих актах: в Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. и в Городовом положении 1892 г.

В рамках государственной теории местного самоуправления оформились две концепции: юридическая и политическая. Сторонником юридической концепции является Л. Штейн. По его мнению, органы местного самоуправления – не органы государства, а органы местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. При этом органы местного самоуправления вступают с государством в юридические отношения, что позволяет их отграничить от государственных органов, которые действуют от имени государства и в интересах государства и в правовые отношения с государством не вступают.

Исходя из политической концепции местного самоуправления, представителем которой является Р. Гнейст, сущность местного самоуправления состоит в том, что должность в органе местного самоуправления является почетной, замещается на безвозмездной основе представителем местного населения. Отличие должностных лиц местного самоуправления состоит в том, что они не являются профессиональными чиновниками.

Анализ современного российского законодательства позволяет заключить, что местное самоуправление построено на соединении хозяйственной (общественной) и государственной теории. В данной связи можно вести речь о дуалистической теории местного самоуправления. Исходя из неё органы местного самоуправления, будучи самостоятельными в принятии решений и организационно обособленными от государственных органов, выходят за рамки собственных функций и реализуют отдельные государственные полномочия. Соответственно государственные органы издают акты о передачи государственных полномочий и имеют право контролировать их реализацию органами местного самоуправления. Местное самоуправление невозможно полностью обособить от государства, ибо любые вопросы, решаемые на местном уровне, решаются и в интересах всего государства в целом.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1414 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: studopedia.su

§ 1. Основные теории местного самоуправления.

Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928. Ч. II. С. 236.

Теория свободной общины

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой – муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 – 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.
Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.

Рекомендуем почитать ►
Альманах педагога, Конспект открытого занятия по конструированию в старшей группе - Избушки для зверушек

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления

Следующей теорией местного самоуправления стала общественная (хозяйственная) теория самоуправления.
Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление – это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины – это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами” .
——————————–
Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909.

Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

Государственная теория самоуправления

Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.
Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством .
——————————–
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. Т. 3. С. 514.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление . А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах . Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов .
——————————–
См.: Лазаревский Н.И. Самоуправление // Мелкая земская единица. СПб., 1903. С. 51.
См.: Михайловский А.Г. Реформа городского самоуправления в России. СПб., 1908. С. 40.
См.: Безобразов В.П. Государство и общество: управление, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882. С. 1.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления .
——————————–
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Указ. соч. С. 515.

Источник: jurisprudence.club

Основные теории местного самоуправления.

Любые студенческие работы – ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Теория свободной общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления. Её представители – Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер – считали, что право общины на заведование своими делами столь же естественно и неотчуждаемо, как и права человека, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления. Основные принципы немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права. Теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления: – местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства; – избираемость органов местного самоуправления членами общины; – разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством; – органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции. Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг.

Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления. Данная теория исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества». В рамках данной теории самоуправляющаяся община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности. «Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое, ведало только свои собственные интересы». Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы с разного рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность к какому либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека.

Рекомендуем почитать ►
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Разрисуем белый город» Образовательный портал 2011 Конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей

Государственная теория самоуправления. Государственная теория самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учёными XIX в. Л. Штейном и Р. Гнейстом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым. Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера – дело государственное. Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890–1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству.

Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, реализуя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

Теория социального обслуживания делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.

Также существуют и социал-реформистские муниципальные концепции, сторонники которых исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления как одного из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое. Социал-реформистские взгляды на сущность местного самоуправления были в своё время распространены и в России. Например, по мнению М.Д. Загряцкого, классовые буржуазные государства создают правовые формы, облегчающие переход к социалистическому порядку. И из этих юридических форм наиболее совершенной является самоуправление.

Юридическая теория – органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются Организациями общины

Источник: students-library.com

Основные теории местного самоуправления

Становлению и развитию местного самоуправления в тех или иных государствах, сопутствовала разработка определенных теоретических концепций относительно природы местного самоуправления. В основе существующих научных воззрений лежит вопрос о соотношении предметов ведения и полномочий (компетенции) муниципалитетов и государства. Основными теориями местного самоуправления являются: теория свободной общины, хозяйственная теория местного самоуправления, государственная теория и дуалистическая теория.

Первой теорией, является теория свободной общины. Её представители (Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер, А. де Токвиль) считали, что в силу первичного характера общины (предшествует в возникновении государству), она имеет право заведовать собственными делами, является самостоятельной и независимой от государства. Государство появляется в результате объединения общин, а не общины в результате деятельности государства.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и нашла нормативное подкрепление в Конституции Бельгии 1831 г., которая фиксировала нормы об общинном управлении и признавала наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями, ещё и муниципальную власть.

Основные положения данной теории сводятся к следующему:

1. местное самоуправление – это управление делами общины;

2. органы и должностные лица местного самоуправления – это органы и должностные лица общины, а не государства;

3. дела общины делятся на дела собственные и дела, порученные государством. Государство не вправе вмешиваться в дела общины;

4. органы и должностные лица общины формируются самой общиной, а не государством;

5. государство может лишь контролировать, чтобы община не выходила за пределы собственной компетенции.

Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства. Однако им возражали представители государственной теории местного самоуправления. Так, Н. И. Лазаревский писал: «С появлением государства, создателями которого являются общины, состояние последних изменяется. Они вынуждены признать независимость государства и зависимость от него. С возникновением государства исчезает абсолютная самостоятельность и независимость общины»[1].

На смену теории свободной общины в несколько измененном виде пришла хозяйственная теория местного самоуправления. Её сторонники (Р. Моль, В. Н. Лешков, А. И. Васильчиков) полагали, что местное самоуправление имеет свою сферу ведения – хозяйственную, отличную от сферы ведения государства – политической. Таким образом, обосновывался негосударственный характер деятельности органов местного самоуправления. Самоуправление считалось таким же самостоятельным, как и государство, но в пределах ведения собственными делами.

Основные идеи и принципы хозяйственной (общественной) теории местного самоуправления в России нашли отражение в Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г.

Вместе с тем, сфера деятельности местных сообществ никогда не ограничивалась лишь хозяйственными делами. В разное время в России органы местного самоуправления ведали и делами местной полиции, и делами гражданской обороны, пожарной охраны, принимали общеобязательные нормативные акты, собирали налоги, занимались частноправовыми вопросами. Слабость данной теории состоит, во-первых, в том, что органы местного самоуправления ведают вопросами публично-правового характера, и, во-вторых, в том, что не существует хозяйственных дел, в которые бы не вмешивалось государство. Б. Э. Нольде писал: «Самоуправляющиеся единицы делают то же дело, что и непосредственные органы государства… Самоуправление такая же часть государственного управления, как и управление коронное…»[2].

Те вопросы, решение которых осуществлялось органами местного самоуправления, не могут считаться чисто общественными и противопоставляться государственным вопросам, ибо они по своему содержанию (дорожное устройство, здравоохранение, культура и др.) не отличаются от направлений государственного управления делами местного значения. Данные вопросы представляют интерес с точки зрения не только местного населения, но и государства. Таким образом, все попытки определить местное самоуправление как деятельность, по своей сути отличающуюся от административной деятельности государства, закончились неудачно.

Противоположной теории общественного самоуправления стала государственная теория самоуправления, основоположниками которой стали немецкие ученые Л. Штейн и Р. Гнейст. В России государственную теорию самоуправления поддерживали В. П. Безобразов, Н. М. Коркунов, А. Д. Градовский, Н. И. Лазаревский и др.

Основное положение государственной теории местного самоуправления следующее: местное самоуправление – одна из форм государственного управления на местах, заключающаяся в решении общиной и её органами государственных задач. Согласно государственной теории местные дела – есть дела государственные, переданные государством органам местного самоуправления, как более близким к населению подопечных им территорий, и в силу этого лучше знающих их интересы и способных их удовлетворить. Исходя из государственной теории местное самоуправление – форма вовлечения местного населения в дела государственные.

Рекомендуем почитать ►
План-конспект осенней прогулки в средней группе детского сада

Государственная теория местного самоуправления нашла нормативное закрепление в России в следующих актах: в Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. и в Городовом положении 1892 г.

В рамках государственной теории местного самоуправления оформились две концепции: юридическая и политическая. Сторонником юридической концепции является Л. Штейн. По его мнению, органы местного самоуправления – не органы государства, а органы местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. При этом органы местного самоуправления вступают с государством в юридические отношения, что позволяет их отграничить от государственных органов, которые действуют от имени государства и в интересах государства и в правовые отношения с государством не вступают.

Исходя из политической концепции местного самоуправления, представителем которой является Р. Гнейст, сущность местного самоуправления состоит в том, что должность в органе местного самоуправления является почетной, замещается на безвозмездной основе представителем местного населения. Отличие должностных лиц местного самоуправления состоит в том, что они не являются профессиональными чиновниками.

Анализ современного российского законодательства позволяет заключить, что местное самоуправление построено на соединении хозяйственной (общественной) и государственной теории. В данной связи можно вести речь о дуалистической теории местного самоуправления. Исходя из неё органы местного самоуправления, будучи самостоятельными в принятии решений и организационно обособленными от государственных органов, выходят за рамки собственных функций и реализуют отдельные государственные полномочия. Соответственно государственные органы издают акты о передачи государственных полномочий и имеют право контролировать их реализацию органами местного самоуправления. Местное самоуправление невозможно полностью обособить от государства, ибо любые вопросы, решаемые на местном уровне, решаются и в интересах всего государства в целом.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1415 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: studopedia.su

§ 1. Основные теории местного самоуправления.

Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928. Ч. II. С. 236.

Теория свободной общины

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой – муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 – 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.
Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления

Следующей теорией местного самоуправления стала общественная (хозяйственная) теория самоуправления.
Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление – это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины – это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами” .
——————————–
Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909.

Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

Государственная теория самоуправления

Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.
Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством .
——————————–
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. Т. 3. С. 514.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление . А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах . Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов .
——————————–
См.: Лазаревский Н.И. Самоуправление // Мелкая земская единица. СПб., 1903. С. 51.
См.: Михайловский А.Г. Реформа городского самоуправления в России. СПб., 1908. С. 40.
См.: Безобразов В.П. Государство и общество: управление, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882. С. 1.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления .
——————————–
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Указ. соч. С. 515.

Источник: jurisprudence.club


Об авторе: Светлана Игоревна