07.12.2010      17      Комментарии к записи Наташа Ростова и Элен Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" отключены
 

Наташа Ростова и Элен Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Наташа Ростова – центральный дамский образ толстовского романа “Война и мир”. Автор прослеживает жизнь героини па протяжении длительного времени. Мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой, которая вбегает в гостиную родительского дома и своей непосредственностью, своим счастливым и звонким смехом очаровывает не только родителей, но и “чопорную” Анну Михайловну. Затем автор описывает первый бал Наташи, па котором князь Андрей, “любивший встречать в свете то, что не имело светского отпечатка”, любуется “робкой грацией” девушки, се счастливым, взволнованным лицом. Толстой рассказывает о первостепенных событиях в жизни героини – о се любви к Андрею Болконскому и увлечении пустым и ничтожным Анатолем Курагиным, ставшем причиной разрыва с Болконским; об Отечественной войне 1812 года, пробудившей в большинстве русских людей – в том числе и в Наташе – горячее патриотическое чувство; наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу любящей женой и верным другом Пьера Безухова, матерью большого семейства.

Элен Курагина (Безухова) – антипод Наташи. Если в образе Наташи автор воплотил свой идеал девушки, жены, матери, то в Элен сконцентрированы все пороки, свойственные светскому обществу – его худшей части.

Сравним портретные характеристики этих двух героинь. Описывая Наташу на се первом балу, Толстой подчеркивает худобу героини, в физической привлекательности проигрывающую Элен: “Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки топки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших, но ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили…”

Красота Наташи содержится, прежде всего, в том внутреннем свете, который наполняет ее в минуты, когда она счастлива или чем-то воодушевлена. На балу князь Андрей отмечает “радостный блеск се око и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию”.

Элен красива, но ее красота холодная, мраморная, бездушная. Если лицо Наташи постоянно меняется, отражая жизнь ее сердца, то лицо Элен и ее улыбка статичны. В то пора как улыбка Наташи передавала се радость, беспокойство, робость, то пустая улыбка Элен означала вечно лишь одно – что она “не допускала возможности, чтобы кто-нибудь мог видеть ее и не быть восхищенным”.

Рекомендуем почитать ►
Анализ стихотворения «Подражание итальянскому»

Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира около себя и понял, что существовать стоит. Девушка вносит в его жизнь поэзию и надежду.

Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал ещё до брака с ней. “Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное”. Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений (“Я не какая-нибудь идиотка… поди сам попробуй…”). Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: “Где вы – там разврат, зло”.

Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она “не идиотка, чтобы стремиться обладать детей” от него.

Главное различие между героинями в том, что Наташа готова существовать для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним момент, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод добро семьи, чтобы помочь раненым воинам), а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила. Наташа – один из самых привл
екательных женских образов, как в отечественной, так и в мировой художественной прозе.

Рекомендуем почитать ►
Сюжет романа «Северный Дневник» Юрия Казакова


Об авторе: dimasey