Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе  строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы  в общих контурах вырисовывается широкая эпическая картина.  В ней, как в фокусе, выделены фигуры эпических странников.  Все частное, второстепенное устранено, внимание   сосредоточено на исходном эпическом событии. Обстоятельства, вызвавшие спор и решение мужиков, не развиты.

Самое место   действия — Подтянутая губерния, Терпигорев уезд, Пустопорожняя  волость — выше той или иной частной местности. Как и   названия шести деревень, место действия характеризует всю   пореформенную Россию. С первых строк поэмы Некрасов вводит  читателя в суть событий, выдвигает главную ее тему:

  • В каком году — рассчитывай,
  • В какой земле — угадывай,
  • На столбовой дороженьке
  • Сошлись семь мужиков:
  • Семь временнообязанных,
  • Подтянутой губернии,
  • Уезда Терпигорева,
  • Пустопорожней волости,
  • Из смежных деревень,
  • Заплатова, Дырявина,  Разутова, Знобишина,
  • Горелова, Неелова
  • Неурожайка тож.
  • Сошлися — и заспорили:
  • Кому живется весело,
  • Вольготно на Руси?

Сказочная форма зачина поэмы перебивается выразительной   деталью, придающей событиям локально-исторический характер:   участники спора — временнообязанные крестьяне. Русские крестьяне   стали временнообязанными 19 февраля 1861 года.  В эпическом   зачине поэт нашел необходимым употребить сказочную форму. («В   каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»).

Рекомендуем почитать ►  Петербург «Пиковой дамы»

Для угадывания сообщены вполне точные по значению, но  не прикрепленные к определенной, конкретной местности   топонимические обозначения. Названия деревень Заплатово,   Дырявило, Разугово, Знобишина, Горелово, Неелово   характеризуют всю пореформенную крестьянскую Россию. При   дальнейших перечислениях встретятся видоизмененные названия   деревень, выражающие ту же самую сторону дела: вместо Разутова,  Знобишино появятся Несытово, Голодухино. Разумеется,   замена произошла не по недосмотру автора, еще менее — по   забывчивости мужиков. Очевидно прямое стремление автора —   выразить в топонимических обозначениях то общее,   субстанциональное, что свойственно пореформенной России, — крайнюю   нищету и бесправие крестьянства.

В авторском повествовании многократно повторено слово  «народ»: «видимо-невидимо народу», «народ собрался,   слушает», «народ идет и падает», «рассчитывал народ». Еще чаще   встречается близкое к нему по значению и в ряде случаев   воспринимающееся как синоним слово «крестьяне»: «крестьяне речь ту  слушали», «жаль бедного крестьянина», «весна нужна   крестьянину и ранняя и дружная», «дадут понять крестьянину», «на  мерочку господскую крестьянина не мерь», «у каждого   крестьянина душа, что туча черная» и т.д. и т.д.

Рекомендуем почитать ►  Сочинение описание человека: Портрет брата

Нет ни возможности,  ни необходимости перечислить слова и выражения,   подтверждающие отчетливо выявленную авторскую тенденцию —   представить народную жизнь.., но и силы, противодействующие   нормальной, естественной народной жизни (поп, помещик — в   одноименных главах; чиновники, купцы, — в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Все это расширяет   содержание поэмы до общенациональных масштабов.

Композиционная структура первых трех частей   соответствует общей задаче поэмы-эпопеи — показать целостность   народной жизни, или, по словам Белинского, выразить «дух народа»,  основы самосознания и вместе домашнюю жизнь, особенности  семейного быта, привычки и поверья, разум и предрассудки,  силу и слабость — словом, всю сложность внешней и   внутренней жизни народа, многообразие черт народного характера, а  также полноту обстоятельств как содействующих, так и   противодействующих его развитию.

Таким образом, в прологе, первой, второй и третьей частях  проявляется своеобразный конструктивный способ   соподчинения, эпическое действие развивается вширь и вглубь, вовлекая  все новый и новый материал из общей и частной жизни народа.  Гармоничность конструктивных форм придает произведению   ясность, естественность и стройность. Кажется, что весь   разносторонний эпический мир сложился сам собой, что он живет по  своим законам, что ход событий зависит не от авторской воли, а  от стечения обстоятельств.

Рекомендуем почитать ►  Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв»

Последняя, четвертая часть («Пир на  весь мир») придает произведению характер завершенности, в ней  замыкается эпическое действие, начавшееся в прологе.  Ид
ея семи странников, оформленная в прологе в виде   решения искать счастливого, приобретает в «Пире на весь мир»   характер всеобщности.

В спор вахлаков, «кто всех грешней, кто  всех святей», который в сущности своей, безусловно, сопряжен  со спором о счастливом на Руси, вовлекались вместе с   вахлаками все собравшиеся на берегу Волги. Общая татуащет как бы  Н. А. Некрасов  повторилась: в прологе это был спор семи мужиков, в «Пире на  весь мир» — спор собравшейся на берегу Волги большой толпы,  получивший характер широкого народного обсуждения.   Действие в «Пире на весь мир» выносится на широкий простор.

Споры и прямые стычки собравшихся, эмоциональность   восприятия легенд и песен, напряженность ситуаций свидетельствуют о  всеобщем возбуждении умов, о страстности в поисках выхода.