04.02.2019     Комментарии к записи Горькова Варвара, Викторина по сказкам А отключены
 

Горькова Варвара, Викторина по сказкам А


Учебные материалы. Нарисованная книга «Сказки»; выставка книг со сказами А.С. Пушкина; портрет А.С. Пушкина; музыкальный центр, аудиозаписи – фрагменты опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке»; мешок со сказочными предметами.

Учитель. Ребята, какой у нас сегодня праздник?

У. А как вы думаете, где живут сказки?

У. Да! Сказки живут в книжке. Книга – это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их – не переслушать, смотреть – не пересмотреть! Какие бывают сказки?

У. Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. «Сказка – ложь, да в ней намек: // Добрым молодцам урок», – писал А.С. Пушкин.
И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто правильно назовет сказки Пушкина?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
– «Сказка о попе и о работнике его Балде».
– «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
– «Сказка о Золотом петушке».
– «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

У. Сказки А.С. Пушкина не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками. Так же с усмешкой он говорит о жадной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке». Другие же сказки сродни народным песням. Они звучат, как музыка. Именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».

Учитель включает фрагмент оперы.

– А теперь отправимся в путешествие по страницам сказок Пушкина. О чем эти загадки?

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.

У. В каких сказках А.С. Пушкина ветер выступает как герой сказки?

Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопрос, педагог читает отрывки из сказок.

– Из каких сказок эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Д. Из «Сказки о царе Салтане».

Ветер, ветер! Ты могуч –
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Д. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

У. Почему ветер выступает как герой? Докажите.

– Какие еще объекты природы в «Сказке о мертвой царевне» помогают царевичу Елисею найти невесту?

У. Отгадайте следующую загадку.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

У. В какой сказке Пушкина встречается этот зверь?

Д. В «Сказке о попе и о работнике его Балде».

Д. «Братец мой любимый», «устал, бедняжка, отдохни, родимый».

У. К кому Балда обращался со следующими словами:

Теперь моя череда,
Условия сам назначу.
Задам, тебе, вражонок, задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила.

У. Какими профессиями владел Балда, работая у попа?

Д. Конюх, повар, плотник, нянька.

У. Как Балда наказал жадного попа?

Д. С первого щелчка прыгнул поп до потолка.
– Со второго щелчка лишился поп языка.
– А с третьего щелчка вышибло ум у старика.

Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа.

У. В какой сказке рыбка была главной героиней?

Д. В «Сказке о рыбаке и рыбке».

У. Какую службу сослужила рыбка старику? Сколько желаний исполнила рыбка? Какие?

Д. Дала корыто, избу. Сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.

У. Какое желание не исполнила рыбка?

Д. Не сделала старуху владычицей морскою.

У. Вспомните: как менялось море с каждым новым желанием старухи? Почему?

1. Слегка разыгралось. (Корыто.)
2. Помутилось синее море. (Новая изба.)
3. Неспокойно синее море. (Столбовая дворянка.)
4. Почернело синее море. (Вольная царица.)
5. На море черная буря. (Владычица морская.)

– К кому обращены эти слова?

Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука –
Не садися не в свои сани!

– К кому бы вы отнесли эти слова?

– Из какой сказки эти слова? Продолжите стихотворные строчки:

Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.

Д. «. И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».

Это отрывок из «Сказки о царе Салтане. ».

У. В каких насекомых превращала царевна Лебедь Гвидона, чтобы тот мог увидеть родину?

У. Кого и как наказал Гвидон?

Д. В образе комара – ткачиху – укусил в правый глаз.
– В образе мухи – повариху – укусил в левый глаз.
– В образе шмеля – сватью бабу Бабариху – укусил в нос: пожалел «очи старой бабушки своей».

У. Какие украшения и наряды носят героини сказок – царевна Лебедь и старуха?

Д. Царевна Лебедь – месяц под косой, во лбу звезда.
– Старуха-боярыня – соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки.

У. Из чего получали драгоценные камни в сказке А.С. Пушкина?

Д. «Ядра – чистый изумруд» – из орехов в «Сказке о царе Салтане».

Каким героям принадлежат эти предметы? Как они их использовали?

Дети вынимают из мешка по очереди предметы, называют, в какой сказке они встречаются.

Веревка. («Да вот веревкой хочу воду морщить. »)
Палка. («Кто далее палку бросит, тот пускай оброк и уносит».)
Клюка. (Нищая черница ходит по двору, клюкой отгоняет пса.)
Мешок. (Поймал двух зайцев – и в мешок.)
Жемчуг. (. Жемчуга огрузили шею.)
Яблоко. (И к царевне наливное, // Молодое, золотое, // Прямо яблочко летит.)
Зеркальце. (Ей в приданое дано // Было зеркальце одно.)
Орехи. (А орешки не простые. )

У. Вот и заканчивается наш разговор о сказках А.С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

Источник: nsc.1september.ru

Электронная библиотека детской литературы

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.

/1799, Москва — 1837, Петербург/

Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года.

Рекомендуем почитать ►
Виды рисования в детском саду

Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.
Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира.

Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом.

С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.

Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко.

Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку.

И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.

Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста. Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним:

«Жених».
«Сказка о медведихе».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».
«Сказка о золотом петушке».
«Царь Никита и сорок его дочерей».
«Амур и Гимней».

Александр Сергеевич Пушкин очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.
———————————————-
Сказки Пушкина.
Читаем бесплатно онлайн

Источник: skazkibasni.com

Животные персонажи русских народных сказок представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. Стоит отметить, что характеристика животных в сказке отличается склонностью к типизации образа, то есть героя ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Например, заяц всегда трусливый, а кот олицетворяет справедливость. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.

Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.

Источник: www.dreams4kids.ru

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ И ТРУДА

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Тип урока: обобщающий урок

1.Кукольный театр «Сказка о рыбаке и рыбке» (перчаточные куклы)

2. Настольные театры по фрагментам сказок: «Лебедь и Гвидон», «Бес и Балда»,

«Говорящее зеркало», «Царевич Елисей». ( Домашнее задание группам)

4. Выставка книг А.С.Пушкина

5. Выставка рисунков учащихся по сказкам Пушкина.

6. Аудио запись фрагмента «Полет шмеля» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане»

8. Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

10.Рисунки предметов из сказок, для узнавания по ним сказок. ( Заяц, яблоко)

11. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

12. Таблички: режиссер, сценарист, художник, актер.

13. Билетики с заданиями и очередностью выступления для групп.

Рекомендуем почитать ►
Организация питания в детском саду

14.Набор цветной бумаги, ножницы, клей, для изготовления любимых

-закрепить знания по сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина;

-развивать образное мышление, речь, память и сенсомоторику;

-формировать умение выражать чувства интонацией голоса, жестами;

-повышать творческую активность учащихся на уроке.

На уроке групповая форма работы – класс разделен на пять творческих групп.

-Наш урок посвящен творчеству солнца русской поэзии А.С.Пушкина. Вы уже читали его стихи и сказки, многие знаете наизусть. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и не только насладиться его сказками, но и сами проявите свои творческие способности.

– Где родился А.С. Пушкин? ( В Москве)

– Когда он родился? (6 июня 1799г)

-От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

-Сколько сказок написал Пушкин? ( 6. 5 и 1 не закончил)

3.Проверка усвоения прочитанного.

Учитель: -Давайте поиграем в игру «Продолжай» Я начну строчку, а названная мною группа продолжит. Готовы? Внимание!

3. Там лес и дол видений полны;…

4. А Балда проговорил с укоризной…

5. Уж не хочет быть она царицей….

4.Постановка проблемной задачи.

Учитель: – Ребята, как выдумаете, мог бы Александр Сергеевич Пушкин снять фильмы и мультфильмы по своим сказкам? ( Заслушиваются высказывания ребят.)

5. Проверка домашнего задания и исследовательская работа.

Учитель: – Я предлагаю совершить экскурсию по пушкинским сказкам и попытаться найти ответ на мой вопрос: «Мог бы Пушкин снять фильмы и мультфильмы по своим сказкам?» ( Учитель прикрепляет табличку с вопросом к доске)

-Давайте совершим экскурсию в первую сказку, а какой она будет, узнаем по счастливому билетику. Кто первый?

Билет 1. «Посмотрите и скажите, в сказке, какой есть этот зверь» (Учитель показывает рисунок зайца) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Учитель: – Приглашаю ребят, подготовили фрагмент из этой сказки А.С.Пушкина, показать свою работу. Фрагмент они назвали «Балда и бес».

После просмотра игрового фрагмента учитель спрашивает:

– Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент?

Они рассказывают о том, что Балда совсем не глупый, а умный и находчивый. Таким его видел Пушкин.

-Кем вы работали, создавая пластилиновых кукол?

-Сложно было сделать кукол? (Ребята отмечают, Пушкин ярко нарисовал образ Балды и черта. Поэтому лепить их было не очень сложно)

Учитель спрашивает учащихся о том, что им понравилось в работе Что вам понравилось в работе Саши и Данила? ( Дети высказывают мнение)

Билет 2. «Послушайте фрагмент и скажите к опере, по какой сказке, написал эту мелодию композитор Римский-Корсаков»

(«Полет шмеля» опера «Сказка о царе Салтане».)

-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

-Над фрагментом из этой сказки работали Таня и Рома. ( Показывают фрагмент)

Учитель: – Когда вы писали сценарий, трудно было работать?

Дети: (говорят о том, что у Пушкина все интересно написано, и им ничего менять не пришлось)

Учитель: – Кем вы работали, создавая декорации?

Дети: – Художниками- декораторами.

Учитель: (обращается к классу)

-Что вам понравилось в работе Ромы и Тани? (Высказывания заслушиваются)

Дружно встали – раз, два, три.

Мы ладонь к глазам приставим,

Точно в танце руки в боки.

Билет 3. «Посмотрите, в какой сказке есть этот предмет и сказку скорее назовите»

( Яблочко. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

-Я приглашаю Настю, Илью, Леру. ( Идет показ фрагмента «Говорящее зеркало»)

Учитель:– Кем вы работали, создавая сценарий?

Дети: – Сценаристами. ( Учитель прикрепляет к доске табличку «сценарист»)

Учитель: – Что помогало вам в работе?

Дети: – Пушкин, очень точно описал характеры и поступки героев, их действия, речь, поэтому мы легко написали сценарий, просто укоротив сцены.

Учитель: Ребята, что вам понравилось в работе этой группы? Сумели они передать образ героев? ( Дети высказывают свое мнение, дают положительную оценку работе этой группы)

Билет 4. «Из какой сказки эти строки: «Только месяц показался, Елисей за ним помчался»? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Учитель: – Максим, Даниил и Андрей покажут нам свою работу. (Фрагмент «Елисей ищет невесту»)

Учитель: – Кем работали вы, играя роли?

Дети: – Актерами. ( Учитель крепит на доске табличку «Актер»)

Учитель: – Сложно ли было играть роли?

Дети: – Нет. Образы Пушкин нарисовал так ярко, что играть их легко. Ветер и месяц сумели помочь Елисею в его поисках.

Учитель: – Ребята, что хорошо получилось у мальчиков? ( Дети высказывают свое мнение, дают положительную оценку работе этой группы)

\Учитель: – Сказки А.С.Пушкина иллюстрировали многие художники. Посмотрите на выставку иллюстраций, вы увидите работы И. Репина, А.Гурьева и др.

-Чем помогают нам иллюстрации к сказкам Пушкина? (Ответы детей)

Билет 5. «Назовите сказку, иллюстрацией к которой, является картина в верхнем ряду справа». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Приглашаю Алину, Владика, Лизу, Настю и Наташу. В работе над этой сказкой им помогали и родители. (Показ спектакля по мотивам сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» перчаточные куклы)

Учитель: – Я могу сказать, что вы были не только актерами, но и режиссерами. А Пушкин помогал вам своим отношением к героям, яркими образами, описанием характеров героев. (Крепит табличку «Режиссер»)

Учитель: – Скажите мне, пожалуйста, сумели ребята передать сюжет сказки и характер ее героев? ( Ответы детей)

Учитель: – Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какую профессию я поставила на первое место? Сценарист – один из самых главных людей на киностудии. Конечно, в Х1Х веке, Александр Сергеевич Пушкин не мог снимать картины. Время было иным, не было даже электричества. Но, в ХХ веке, спустя много лет после смерти поэта, режиссеры убедились, что сказки Пушкина прекрасные сценарии для картин. Поэт оставил нам такие удивительные произведения, которые требуют только их зрительского воплощения. И вы в этом убедились, выполняя домашнее задание.

-Давайте же ответим на вопрос: «Мог бы Пушкин снимать фильмы и мультфильмы, если б был нашим современником?». (Ответы детей)

Учитель: Я с вами согласна, ибо Пушкин гений. И в этом мы убедимся еще раз, посмотрев фрагмент из сказки, а вы ее назовете потом.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), а весь фильм мы посмотрим на занятиях кружка.

8.Изготовление любимых персонажей сказок.

Учитель: – Сейчас вам предоставлена замечательная возможность сделать ваших любимых героев из сказок Пушкина. Все необходимое у вас на столах. (Дети выбирают материал для изготовления персонажей сказок, и работают самостоятельно. Учитель помогает тем, кто не справляется. После завершения работы, он предлагает детям подарить поделки гостям.)

-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

-Назовите самую красивую волшебную?

-Что понравилось вам на уроке?

-Хотите ли вы дальше работать по сказкам Пушкина?

– Творчество Пушкина пробуждает в человеке высокие мысли и чувства. Поэтому к его творчеству обращаются художники, композиторы, режиссеры. Продолжим работу и мы. После урока, вы можете посмотреть книги на выставке, а затем почитать. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке! Вы молодцы! Мне понравились ваши творческие работы и я с удовольствием ставлю вам пять! Урок окончен.

Рекомендуем почитать ►
Конспект НОД по лепке для детей средней группы

Источник: refdb.ru

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованиях – Косой. Есть несколько пояснений его возникновения:

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище – Зайчик-побегайчик.

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.

  • «Зайчишка-трусишка» – демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;
  • «Заяц и медведь» – показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.
  • «Заяц-хваста» – в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.
  • «Лиса и заяц» – традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.

Щи – старорусское слово: корень ͡ щ, окончание -и; состоит из 1го звука и 2х букв;

Щи.ру – сайт о русском быте, народных традициях и обычаях в национальной культуре русского народа.

Источник: schci.ru

Время, которое А.С. Пушкин провел в селе Михайловское (1824-1825), не случайно считают расцветом в его творчестве. Этот период ознаменован переходом от романтизма, присущего более ранней его лирике, к реализму и интересу к жизни и быту народа. Именно в Михайловском Пушкин смог собрать ценнейший фольклорный материал, который лег затем в основу его знаменитых сказок. Парадоксально, но именно реалистическое мировосприятие породило впоследствии наименее реалистичные произведения.

В Михайловском Пушкин начинает исследовать природу русского фольклора. Он наблюдает за бытом крестьян, слушает их речь, записывает пословицы и поговорки, а также небывалые истории народных сказителей. Обладая идеальным языковым чутьем, он прекрасно понимает, что именно в простой, живой речи русский язык раскрывается во всем своем великолепии, достигает пика выразительности и точности. И именно она является ключом к самой душе русского народа.

По-настоящему восхищенный крестьянской манерой разговора и повествования, Пушкин старается ей подражать. Первыми опытами написания произведений в манере и стилистике русского фольклора стали баллады «Жених» (1825) и «Утопленник» (1828).

В сказках Пушкин экспериментирует как с формами, так и со стилем. В одних сказках поэт максимально старается приблизиться к стихотворным народным жанрам (прибауткам, песням) – это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». Он сам как бы становится народным сказителем – в текстах широко используется просторечная лексика и простые синтаксические конструкции, а используемая Пушкиным форма стиха по звучанию очень напоминает манеру исполнения сказителей. Другие сказки больше тяготеют к понятию литературной сказки – это «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Для их написания поэт выбрал форму четырехстопного хорея – это более сложный и поэтичный размер. Пушкин экспериментирует с формой, но стремится к одной цели – к выражению русского характера и народного духа.

За основу «Сказки о попе и о работнике его Балде» (1830) Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832) – это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.

За основу «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.

Неоконченная «Сказка о медведихе» повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.

Будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.

Источник: poetpushkin.ru


Об авторе: Светлана Игоревна