Задачи, которые поставил педагог:

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям ,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Рекомендуем почитать ►  Методика; Красно-черная таблица; Шульте: рекомендации по развитию скорочтения

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

-Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

— Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

— Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

— Развитие мелкой моторики рук.

— Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

Руки плавно поднимаются перед собой вверх,

немного разводятся в стороны.

Наши алые цветки Закрывают лепестки.

Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.

Перечисляют название цветов.

Наблюдают за этапами работы.

Самостоятельно выполняют поделку.

индивидуальная помощь. Многие не справляются.

Гуманистическая парадигма диагностики интеллектуальных способностей младших школьников
Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. .

Развитие лексики в онтогенезе
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий н .

Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анима .

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Источник: www.directeducation.ru

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 — Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 — Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.

Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.

Просмотр занятий по изобразительной деятельности

Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.

В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.

О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.

Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты:

— Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие.

— Далее оценивается содержание и методика первой части занятия — постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.

Следует отметить , какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах — использование игровых приемов, потешек, в старших— опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.).

Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям.

Выделение этапов выполнения работы.

Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия).

Опора при объяснении на наглядный материал — натуру, образец.

Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии).

Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)

Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.

Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход.

Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям.

Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания.

Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.

Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески.

Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.

Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.

Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.

Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.

Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы.

Сколько времени занял просмотр детских работ.

Источник: spargalki.ru

Проведение и анализ открытого занятия — один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы — это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. «Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)» (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное — 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

Источник: ped-kopilka.ru

Эльмира Абасова
Анализ организованной образовательной деятельности по рисованию «Рыбка золотая» в средней группе

Анализ организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе

Группа: 1 средняя

Начало занятия: 09 ч 30 мин, окончание: 09 ч 50мин

1. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

2. Программное содержание занятия: тип занятия традиционное, тематическое. Соответствут целям, задачам, содержанию темы занятия установленное педагогом на ООД.

Рабочее прстранство при разной форме организации ОД:

а) взрослый – партнёр, рядом с детьми, в круге;

б) за детьми закреплены рабочие места.

Тема: «Рыбка золотая».

Форма организации обучения: интегрированное, творческое применение знаний и умений

Цель ООД: Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между предметами при различных интервалах между предметами в каждой из них;

Обучающие: Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;

Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарь детей; упражнять в ловкость, быстроте реакции на сигнал;

Воспитывающие: воспитывать эстетическое восприятие, поощрять творческую инициативу; закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина.

3. Создание условий для проведения занятия

___ в начале занятия сумела переключить внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Дала точные и четкие установки на предстоящую деятельность. На занятии педагог использовала иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Вместе с детьми вспомила произведения Пушкина. Предложила по отрывкам вспомнить название сказки:

Все скорлупки золотые (сказка о царе Салтане).

Всех румяней и белее” (сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

Раз он в море закинул невод —

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод —

Пришёл невод с одною рыбкой (сказка о рыбаке и рыбке).

Предложила детям самим нарисовать «Рыбку золотую» и загадать ей желания.

3.2 Индира Османовна подготовила к началу занятия следующие виды наглядного пособия: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина; сундучок; игрушки (рыбка, петушок, белка, зеркальце; листы бумаги для рисования; восковые мелки; краски; кисти широкие; стаканчики с водой; салфетки

4. Деятельность воспитателя в ходе занятия

Педагог была готова к занятию, умело организовала ООД. С первой минуты создала игровую мотивацию длядостижения результата на занятии. Речь правильная, выразительная, рассказывала эмоционально доступно.

Проводила индивидуальную работу с воспитанникамипоказала последовательность выполнения рисунка, показывая на наглядном примере

Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет продолговатую форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предложить детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками.) Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её за тонируем краской.

___ провела с детьми пальчиковую гимнастику

Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки плавают)

Две ладошки, друзья – это лодочка моя (складываем ладошки лодочкой)

А по буйным волнам (показываем волны)

Плывут рыбки тут и там (имитируем движения рыбок).

В процессе самостоятельной работы детей воспитатель помогала своими советами детям, которые испытывают затруднения. Побуждала детей к проявлению своей творческой фантазии.

После окончания самостоятельной работы провела игру «Рыбаки и рыбки»

Дети делятся на 2 группы, одна образует круг – это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей – «рыбки» находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают», вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга считаются пойманными.

Рефлексия: воспитатель поблагодарила детей, одобрила сам. Работы; предложил всем загадать одно желание «Золотой рыбке»

5. Методика проведения занятия

На занятии использовала разные виды деятельности, их чередовала (Объяснительно-иллюстративные). Рационально использовала отведённое время. Провела работу над развитием практических навыков и умений детей.

6. Мотивация. В течении всего занятия дети были активны, этого __ добилась путём использования в занятии игровы приёмов с включением элементов соревнования («Кто быстрее», «Кто первый», стимулирующие активность и инициативу дете. Для повышения мотивации при обучении детей она применила разнообразные речевые упражнения.

7. Выполнение санитарно-гигиенических требований

Санитарно-гигиенические требования к помещению, температурно-световой режим соблюдался. На занятии провела физкультминутки, проводила разные виды работ и динамические паузы, что препятствовало утомлению ребёнка. Длительность занятия соотвтствует санитарно-гигиеническим нормам.

• стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

• стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

Комплексное занятие по рисованию в старшей группе «Золотая рыбка» Цель: Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка» Цель: • Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения;.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесная.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию солью в подготовительной группе «Бабочка» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью). Задачи: продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде».Задачи: совершенствовать.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж) Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж). Задачи: Закреплять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию в технике оригами «Рыбка» в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: Рыбка (Оригами) Цель: Создание социальной ситуации познавательного.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Золотая рыбка» Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе Тема: «Золотая рыбка». Цель: Формировать умение детей изображать.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Золотая рыбка» Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе Тема: «Золотая рыбка». Цель: Формировать умение детей изображать.

Конспект занятия по рисованию «Золотая рыбка» Цель: развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Задачи: развивать умение детей использовать различные средства.

Шаблоны
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Источник: www.maam.ru

«Детский сад. Книга для заведующих», под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам — церковному календарю?

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету — это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

Нанесение косметических масок для кожи — одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Источник: www.detskiysad.ru

Проведение анализа детских работ на занятиях по реализации образовательной области «Искусство»

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Вейко Л.А.

Для того, чтобы развивать умение детей оценивать результат своей продуктивной деятельности необходимо целенаправленно обучать ребенка умению составлять описательный рассказ (картинки, предмета, сооружения). Для этого у ребенка должны быть сформированы представления о средствах художественной выразительности. К ним относятся: цвет, величина, размер, линия, пропорция, перспектива, композиционное решение. С этими представлениями ребенок знакомится по мере его развития, обучения, воспитания, приобщения к основам эстетического воспитания. В этом процессе важное место отводится восприятию произведений изобразительного искусства. Высказываясь по поводу картинки, иллюстрации, репродукции, ребенок учится рассказывать о своем рисунке.

Для того, чтобы лучше представить себе содержание работы с детьми по ознакомлению с произведением искусства в старшей группе, можно использовать этапы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, предложенные педагогами Л.Б.Горбунович, Т.Б.Братской:

1-ый этап — рассказ о жизни и творчестве художника;

2-ой этап — понимание дошкольниками настроения художественного произведения. На этом этапе могут помочь следующие приемы:

1) «Вхождение в картину». (Представь себе, что ты вошел в эту картину, что ты увидел? Что ты услышал? У кого бы ты хотел что — то спросить?)

3) Использование на занятии художественного слова или музыки. ( Музыка может звучать в начале занятия, в его конце, а так же служить фоном занятия.)

3-ий этап — знакомство со средствами художественной выразительности- цветом, формой предметов, их расположением на полотне и композицией.

Детям необходимо объяснить, что выразительные средства – это своеобразный язык искусства, с помощью которого художник передает свои чувства, настроение.

Для этого используют следующие приемы:

1.Вопросы. ( Помощь в понимании того, что взволновало художника, как он передал свои чувства, настроение, заключается в таких вопросах:« Почему художник так назвал свою картину?», «Почему художник изобразил человека в центре картины?»)

2. Сравнение картин. (Сравнивать можно картины с одинаковым названием, например, А.И. Куинджи и И.И.Левитана «Березовая роща», или контрастные картины, на которых изображены, например, зима и лето.)

3. Игровые приемы. (Кто больше назовет оттенков определенного цвета на картине? Кто расскажет о том, как художник на картине передал приметы весны?)

4 — ый этап- знакомство с жанрами живописи ( пейзаж, портрет, натюрморт)

Если научить ребенка видеть и понимать, анализировать картину художника, то ему будет легче анализировать свои рисунки.

— рассматривание с детьми всех рисунков, 2-3 детям предлагается рассказать о содержании своих рисунков;

— игра «Придумай историю о своих игрушках (нарисованных, слепленных); «Расскажи сказку о поделках, которые сделали все вместе», «Кто больше вспомнит сказок с персонажами, которые сегодня слепили»;

— вопрос для обсуждения: «Какая рябинка вам больше всего понравилась?», «У кого самая аккуратная работа?»; «Кто добился такой же формы, цвета?»;

— общее одобрение: «Молодцы, вы все постарались!»

Если проследить за усложнением задач по образовательной области «Искусство», то можно отметить, что уже в 1-ой младшей группе одной из задач развития воспитанника в деятельности является:

— формирование умения устанавливать связь между знакомыми предметами, явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации;

— формирование основ художественного восприятия (целостного, детального) эмоциональный отклик при восприятии картины, иллюстрации. игрушки.

— формирование способности к художественному восприятию и эмоциональному отклику на произведение искусства;

— формирование изобразительных умений по использованию средств выразительности (свободный выбор цветовой гаммы, композиционного решения).

— формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умение эмоционально откликаться на художественное произведение.

При восприятии художественного произведения учебной программой определены следующие задачи:

— развивать умение рассматривать произведения, отвечать на элементарные вопросы по их содержанию;

— откликаться не только на содержание образа, но и на его художественную форму (цвет, форма, форма основных частей, деталей).

— развивать умение эмоционально реагировать на содержание картины, иллюстрации, игрушки в процессе их восприятия;

— воспринимать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации;

— называть действия персонажей, выделять главное в композиции (цветовое, композиционное решение).

— развивать умение определять характер художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связь с выбранными художником выразительными средствами.

— развивать умение понимать замысел художника и определять выразительные средства, использованные для его воплощения.

В процессе изодеятельности во всех возрастных группах ставится задача по формированию представлений о средствах художественной выразительности таких как:

1-ая младшая группа: цвет, пятно, линия, форма, ритм;

2-ая младшая группа: разные виды линий, цвет, штрих;

средняя группа: разные виды линий, их сочетание, цвет (название цветов контрастных, близких по тону), взаимодействие между объектами в сюжетном рисовании;

старшая группа: цвет (весь спектр, оттенки), линия, форма, величина, пропорции, динамика, элементы перспективы).

Исходя из этих задач, анализ результатов продуктивной деятельности может выглядеть так:

В 1-ой младшей группе в форме наводящих вопросов, например:

« Вася, что ты нарисовал? Какого цвета? Тебе нравится твой рисунок?»

Во второй младшей вопросы будут уже разнообразней, например:

« Кто нарисовал самого большого медведя? А кто нарисовал самого маленького? А какого мишку нарисовала ты, Катя? Какие глаза у твоего мишки, Алена? А какой у тебя мишка, грустный или веселый?»

В средней группе, можно обратить внимание на разнообразие цвета, что все рисунки разные по цвету: какой рисунок самый яркий, почему, обратить внимание на перспективу: « Почему елочка у тебя на рисунке маленькая, а мишка большой?» или « Какие предметы на рисунке находятся дальше от нас, а какие ближе?».

В старшем дошкольном возрасте можно подвести ребенка к анализу своего рисунка по следующему плану:

2. Мне удалось передать форму, пропорции предметов, перспективу.

3. Мне удалось при помощи цветовой гаммы передать настроение.

4. В моем рисунке мне нравится…..

5. Я бы хотел изменить в моем рисунке….

Таким образом, анализ детских работ в любом возрасте будет зависеть от вида деятельности, темы, задач, которые ставит педагог, формы организации детей, результатов деятельности, однако, оценка со стороны педагога должна иметь позитивный характер.

А при анализе репродукции картины художника можно использовать в старшем дошкольном возрасте следующий план:

1.Фамилия, имя художника. Название картины.

2. Центральное место на картине занимает…

3.Художник передал форму, пропорции таких предметов, как…, используя законы перспективы.

4. Фоном для картины стал…(пейзаж, стена,…)

5. Художник использовал такую цветовую гамму, чтобы передать чувства…

6. Мне понравилось в картине…

Оценивая произведение художника, ребенок учится оценивать результаты своего труда как художника.

1. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования (с электронным приложением)/Е.В.Горбатова.- Минск: Адукацыя і выхаванне. 2012.

2. І. Каліноўская. На мове малявання.// “Настаўніцкая газета”, 30 красавіка 2013.

2. Учебная программа дошкольного образования — НМУ “Национальный институт образования”, 2012.

3. Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста/ сост. И.А. Савицкая.- Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2005.

Источник: sad21lida.schools.by